Главные вкладки

    Консультация по музыке:
    Знакомство дошкольников с русской народной песней

    Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости за Родину, Отчизну.

    Наряду с русскими народными песнями на музыкальных занятиях знакомим детей с украинскими, белорусскими, эстонскими, немецкими и другими национальными песнями.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znakomstvo_s_rnp.docx22.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знакомство дошкольников с русской народной песней

    Жизнь человека немыслима без песни. Рождаясь, ребенок слышит колыбельные, пестушки от своей матери; подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, и даже сами складывают их.

    Многожанровость русской народной песни дает большой простор для творческого применения этого материала в практике. Уже с младшего возраста мы знакомим детей с русской народной музыкой, используя детский песенный фольклор: колыбельные, пестушки, потешки. «Где же, где же наши ручки?»; «Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки»; «Где же наши ушки? слушают пестушки. Где же наши глазки? Глазки смотрят сказки». Под русские народные мелодии исполняем плясочки; учимся различать колыбельную и плясовую.

    Во второй младшей группе сравниваем музыку по типу контрастного сопоставления: колыбельная – плясовая, плясовая – хороводная.

    В средней группе продолжаем различать характер народных песен; учим высказываться, обогащая словарь детей прилагательными и образными выражениями. Знакомим детей с разновидностями колыбельной песни. (Колыбельные-заговоры - пожелания сна и роста, счастья и достатка «спи по ночам, расти по часам», колыбельные – обращения к животным и птицам с просьбой укачать ребенка «Лю-ли, лю-ли, прилетайте гули»; «Уж ты, котенька-коток, приди котик ночевать нашу детку покачать», колыбельные-сказки - с мифологическими персонажами «Ходит Сон по лавочке в голубой рубашечке» «Ты усни, Угомон тебя возьми», Устрашающие колыбельные «Бай, бай придет дед Харыбай, скажет: Машу мне отдай»; «Придет серенький волчок и утащит за бочок», колыбельные-подарки «Бай качи, качи, качи в головах-то калачи, в ручках прянички, в ножках яблочки»).

    В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни «Кто у нас хороший», появляется новый жанр - игровая песня («Платочек»). Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию, в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку. Усложняется и режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.)

    Знакомим с жанром частушки.

    В старшей группе к перечисленному выше добавляется знакомство с календарными песнями: Закличками «Дождик лей, на меня и на людей, поливай мои бобы, в лесу ягоды, грибы»; «Весна, весна красная, приди весна с радостью»; «Морозушка-мороз, не тяни домой за нос, не стучи, не балуй, иди окна разрисуй»; приговорками «Божья коровочка, полети на облачко, принеси нам хлеба, плюшек, сушек, сладких ватрушек»; колядками «Уж я сяду на порог, дай лепешку и пирог, чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились, чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились» и потешным фольклором: прибаутками, небылицами «Как у наших, у ворот муха песенки поет»; «Я с комариком плясала»; дразнилками «Рева-корова дай молока, сколько стоит? три пятака»

    В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («К нам гости пришли», «Шел козел дорогою»). Песни доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание): «Ворон», «Чики, чикалочки», «Бай качи» - упражнения для дыхания, по звукообразованию.

    В подготовительной к школе группе происходит углубление знаний о разновидностях народных песен: хороводных, плясовых, колыбельных; знакомим с трудовыми песнями, обрядовыми календарными и обрядовыми семейно-бытовыми. Знакомство с песней происходит согласно народному календарю и соответствующими ему праздниками. К каждой из групп используется дифференцированный подход (в фольклорной группе песенный материал изучается углубленно и расширенно, в остальных более поверхностно).

    I) лирические: («Пошла млада за водой», «Ходила младёшенька по борочку», «Уж, как я ль свою коровушку люблю», «А я по лугу, а я по лугу», «Со вьюном я хожу»)

    II) шутливо-комические: («Комара женить мы будем», «Во кузнице», «Пошел козел по лесу»)

    III) строевые: («Солдатушки - браво ребятушки», «Из-за леса из-за гор»)

    Также в работе с детьми используем современные авторские песни, написанные в народном стиле. Народные «песни детства» представляют собой сложный комплекс:

    1. это песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки, а также р.н.песни с аранжировкой русских и современных композиторов;

    2. песни, перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни);

    3. песенки, сочинявшиеся самими детьми.

    Они становятся ярким украшением праздников и являются связью между современностью и прошлым нашей страны.

    Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому они удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда включаются в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.

    Русские народные песни применяем во всех видах музыкальной деятельности: слушаем, поем, подыгрываем на музыкальных инструментах, используем для сопровождения плясок и хороводов, при выполнении упражнений и движений в утренней гимнастике. Отдельные песни очень удобны для инсценировок, т. к. имеют сюжет, развивающийся на протяжении всего произведения. Некоторые песни используются как зачин к подвижным играм: «Ходит Васька беленький» «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот». Полученные умения используем на фольклорных развлечениях и праздниках.

    Придавая большое воспитательное значение народной песне мы должны: - бережно относится к мелодии и тексту народной песни, как к художественному целому, не допуская самовольных искажений - помочь детям правильно, чисто, выразительно исполнять её естественным детским голосом - развивать у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне, внести песню в детский быт, исполняя без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движением.

    Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости за Родину, Отчизну.

    Наряду с русскими народными песнями на музыкальных занятиях знакомим детей с украинскими, белорусскими, эстонскими, немецкими и другими национальными песнями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомство дошкольников с русским народным творчеством

    Посредством русскоого народного творчества приобщать детей к русской культуре,традициям и обычаям....

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

    Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

    «Знакомство с русской народной песней»

    Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать с...

    Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

    Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....

    Знакомство дошкольников с русской народной культурой. Ярмарка.

    Уточняется представление детей о ярмарке. дети знакомятся с женским народным костюмом. В ходе занятия  раскрываются виды и жанры устного народного творчества....

    Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)

    Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что бо...