Формирование основ культуры общения
консультация (средняя группа) на тему

Рафига Сефералиева

Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью… Современными педагогами и психологами доказано, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в детстве. В консультации представлены советы. как избежать проблем в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Формирование основ культуры общения», составленная  воспитателем

 МБДОУ детского сада № 45 «Радуга»  

Сефералиевой Р.Д.

Современные  социально- экономические преобразования общества и государства в целом с особой остротой ставят проблему культуры общения дошкольников. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, распущенности, агрессивности подрастающего поколения. Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью… Современными педагогами и психологами доказано, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в детстве, что заложили в его душу от рождения до 8 лет.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников вызвана тем, что система общественного воспитания играет большую роль в нравственном становлении личности.

С первого дня жизни ребенок постепенно включается в сложную систему взаимоотношений с социумом и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей основу культуры поведения и общения нужно начинать с дошкольного возраста, который по праву считается сенситивным, то есть наиболее благоприятным для решения этой задачи воспитания.

Ежедневно ребёнок вступает в социальные отношения со сверстниками и взрослыми.  Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

 Организация жизни детей в детском саду также содержит значительный резерв воспитания культуры поведения. С точки зрения морального развития наличие группы сверстников имеет принципиальное значение. В такой группе ребенок приобретает опыт разнообразного социального взаимодействия с равными себе людьми. Он попадает в сферу различных социальных конфликтов и путей их преодоления; начинает занимать определенное место в группе и во взаимоотношениях с другими; приобщается к групповым нормам, которые являются мощным фактором морального становления.

 Существенные изменения во взаимоотношениях детей происходят на пятом году их жизни. Изменения обусловлены развитием речи и появлением эпизодического общения в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Изменения связаны со становлением сюжетно-ролевой игры, которая втягивает детей в новую систему отношений, не поддающуюся прямому влиянию взрослых, не всегда заметную для них и порождающую ряд групповых феноменов.

Процесс воспитания культуры общения для всех участников педагогического процесса (педагогов и родителей) должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка - возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Поэтому эффективным приемом воспитательной работы с дошкольниками является создание воспитательной ситуации. В результате использования воспитательных ситуаций у детей должны появиться моральные переживания, и соответствующие изменения в поведении.

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с сотрудниками учреждения. Родители приветливо здороваются с педагогом, сотрудниками и детьми, тем самым знакомят с эталоном поведения в обществе. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые».

Чтобы добиться спокойных и дружелюбных отношений между детьми уже в этом возрасте, можно использовать следующие направления работы. Первое - систематическое торможение нежелательных форм поведения, что достаточно быстро дает практический результат. Это обстоятельство связано с тем, что маленький ребенок в этом возрасте должен освоить огромное количество правил и требований: как мыть руки, как складывать одежду, как вести себя за столом и  т.п. Сразу усвоить все эти требования физически невозможно. Поэтому требования к взаимодействию и взаимоотношениям в социуме (социальные требования) необходимо специально выделить из всех режимных, гигиенических и бытовых требований. Добиться этого лучше так: реакция взросдого на нарушение социальных требований должна явно отличаться от его реакции на нарушение прочих требований.

Второе - постепенное формирование сочувственного и уважительного отношения к другим. Плоды этой работы обнаруживаются не скоро, но являются важнейшей предпосылкой дальнейшего морального развития. Агрессия по отношению к сверстнику не есть проявление устойчивого плохого отношения к нему, а скорее импульсивная реакция по отдельным поводам, поэтому она может быть заторможена в момент ее появления. Если торможение осуществляется систематически, нежелательные реакции быстро исчезают. Ребёнок должен научиться отчетливо, выделять запрещенные формы поведения,  число которых должно быть ограниченным, не более одного-двух.

Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.

Предложите ребенку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том. как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения и общения  ребенка.

Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным. Вот сын, рассматривая иллюстрации к сказке, старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия.

Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.
Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идет о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.

Детям 5—7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках. Не забывайте о художественном слове — рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.

С ними можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость.

И наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.

Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию. Отметим и здесь важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по формированию основ культуры питания в семье

Советы родителям по воспитанию культуры питания в семье...

Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...

Формирование основ культуры здоровья дошкольников

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудн...

Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенна...

Статья «Формирование основ безопасного общения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.»

В формировании и воспитании навыков безопасного общения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок ...