Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка по теме

Елена Владимировна Власова

Автором представлены комплексы артикуляционных гимнастик для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

(консультация для родителей)

Отчетливо произносить все звуки - невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с такой задачей. Поэтому, так важна артикуляционная гимнастика.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для детей 2-3 лет.

  1. Улыбка для мамочки. Пусть малыш покажет свою улыбку и держит ее как можно дольше.
  2. Поцелуй. Обычный ритуал будет очень полезен для артикуляционной тренировки.
  3. Ворота. Ребенок открывает широко рот и держит его в таком положении несколько секунд.
  4. Шарик. Пусть малыш надует щеки. В конце упражнения мама может легонько сжать щечки и «сдуть» их. Звук, который при этом возникает, очень веселит детей. Впоследствии задание можно усложнить. При этом ребенок будет надувать поочередно то одну, то другую щечку. Это не так просто как может казаться на первый взгляд. Поэтому родителям следует запастись терпением.
  5. Домик. Ребенок открывает рот и высовывает язычок, удерживая его в таком положении несколько секунд. Затем язык прячется в «домик». Упражнение повторяется несколько раз.
  6. Крокодильчик. Малыш высовывает кончик языка и слегка покусывает его зубками.
  7. Угадай-ка. Для этого упражнения понадобится холодная и горячая вода, и обычная чайная ложка. Малыш закрывает глаза, а взрослый предлагает определить, в какой воде побывала ложечка в холодной или горячей, дотрагиваясь ею до детских губ. Это упражнение помогает развить чувствительность языка.

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 3-4 лет.

Упражнение «Часики».

— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.

— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка».

— Покажите картинку со снежной крутой горой.

— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».

— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.

— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка».

— Покажите малышу картинку с лопатой.

— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.

— Теперь пробует малыш.

— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке».

Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.

— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.

— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».

— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.

— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки».

Подготовьте; кусочки белой ваты.

— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.

— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!

— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.

— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Занятие с ребенком 4-5 лет.

Артикуляционная гимнастика для детей 4 5 лет может содержать те же упражнения, что и для младшего возраста. Их легко можно придумывать самостоятельно или пользоваться готовыми наработками. Только в этом случае упор делается на четкость и правильность их выполнения. Если занятия для ребенка не новы, то он привыкает к ним и с удовольствием предлагает заниматься снова и снова.

Упражнения необходимо делать каждый день по 5-10 минут. Регулярность – важное условие успешного результата. Игровая форма занятий позволяет ребенку не уставать и получать настоящее удовольствие. При этом следует следить за качеством выполненных упражнений. И если у ребенка какое-то движение получается плохо, следует отработать его и уже потом добавлять новые.

Гимнастикой нужно заниматься сидя, спина должна быть прямой, а руки и ноги расслабленными. Занятия проводятся только перед зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел не только свое лицо, но и мамино.

Некоторая детская напряженность в самом начале занятий вполне естественна. Со временем малыш расслабится, и будет вести себя более непринужденно. Взрослый должен постараться создать положительный эмоциональный настрой, чтобы не отпугнуть маленького ученика и не вызвать у него отрицательных эмоций.
Артикуляционная гимнастика для детей 5 6 лет непосредственно готовит будущих школьников к тому, чтобы успешно усваивать учебный материал. Ведь ребенок, который плохо произносит звуки, ставит себя в неравное положение со сверстниками. Его трудно понять, у него могут появиться комплексы по поводу своей ущербности по сравнению с одноклассниками. Упражнения направлены не только на тренировку и подвижность речевых мышц, но и развитие памяти, автоматизацию полученных навыков.
В этом возрасте на занятиях дошкольник произносит и повторяет много слов и стихотворений. Все они направлены на заучивание того или иного звука. При повторении материала родители должны следить за правильным и четким произношением.
Если же ребенок на протяжении долгого времени так и не научился правильно разговаривать, значит ему необходима обязательная консультация логопеда, который обязательно решит все проблемы и научит его говорить правильно и красиво. Только специалист сможет определить какая именно артикуляционная гимнастика для детей подойдет в том или ином случае.

Интернет ресурсы:

http://www.solnet.ee/parents/log_49.html

http://jemchujinka.info/roditelyam/logoped-sovetuet/artikulyacionnaya-rechevaya-gimnastika-2/

http://www.kinderhouse.ru/4051-artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detey-put-k-razvitiyu-rebenka.html

Музыкальный руководитель: Власова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...