Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: «Опытно – исследовательская и экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса и самостоятельного решения проблемных ситуаций в рамках социума(семья – д/с)»
консультация (подготовительная группа) на тему

Елена Гаврилова

Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: «Опытно – исследовательская и экспериментальная деятельность как средство  индивидуализации при формировании познавательного интереса в рамках социума(семья – д/с)». Экспериментально - исследовательская деятельность в дошкольном учреждении является одной из приоритетных направлений в образовательной среде. Педагогу необходимо не только корректировать учебный процесс, но и осуществлять дифференцированный подход в данном направлении. Семья в данном вопросе играет немаловажную роль. Именно поэтому дошкольное учреждение должно сотрудничать с семьёй, формировать педагогический опыт семьи. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол № 2

Родительского собрания в подготовительной группе № 11

Тема: «Опытно – исследовательская и экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса и самостоятельного решения проблемных ситуаций в рамках социума(семья – д/с)»

От 25.01.2016 г.        

Присутствовало: 19 человек;

Отсутствовало: 4 человека.

Предварительная работа
1.Провести анкетирование родителей «Экспериментирование дома ».

2. Опросник по теме: «Педагогическая грамотность по данной теме»
3.Оформление памятки для родителей «Рекомендации что нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
4.Подготовка оборудования для опытов и экспериментов.

Повестка родительского собрания:

  1. Приоритетные методы и приёмы работы в опытно – исследовательской деятельности дошкольника в подготовительной группе.
  2. Экспериментальная деятельность дошкольника как средство выявлять причинно – следственные связи и приходить к выводу самостоятельно. Показ эксперимента.
  3. Организационные вопросы.
  4. Подведение итогов собрания.
  5. Вопросы родителей.

  1. Приоритетные методы и приёмы работы в опытно – исследовательской деятельности дошкольника в подготовительной группе.

         Индивидуализация в образовательной деятельности дошкольника является приоритетным направлением в педагогике. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы в нём учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка. Его психофизиологические особенности.

Педагогу необходимо не только корректировать учебный процесс, но и осуществлять дифференцированный подход в данном направлении. Семья в данном вопросе играет немаловажную роль. Именно поэтому дошкольное учреждение должно сотрудничать с семьёй, формировать педагогический опыт семьи. Цель индивидуализации – это развитие у каждого дошкольника познавательной активности, вызвать интерес ребёнка к опытно – исследовательской деятельности. В данном вопросе важны методы и приёмы работы с детьми.

Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория, изучение)– способ, общий путь достижения определенной цели, которую выбирает исследователь. Так, исследователь свою конечную цель – сделать определенный вывод о состоянии некоторого объекта (личности, явления, процесса) – может достичь разными путями: наблюдением, тестом, опросом, анкетированием, экспериментом и т. д.

Главная функция методов является их способность добывать научно и практически достоверное и значимое знание. Метод – добытчик научной информации. С его помощью можно значительно расширить свои научные возможности.

Методы исследования и их выбор. Подготовка к исследовательской работе включает и знакомство с основными принципами и методами научного исследования, где формируется и усваивается понятийный аппарат дошкольника. Выбор мето​дов исследования зависит от определения темы, проблемы, выдвигае​мых предположений, целей и задач научного творчества.

Все методы разделяются:

  • на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение)
  • эмпирические (наблюдение, беседы, рейтинг, самооценка, обсуждение)

Методы можно разделить на две категории:

  • методов получения и сбора научно значимой информации в соответствии с возрастом детей. Наглядный, словесный, практический.
  • методов обработки этой информации. Можно собрать информацию, а обработать информацию можно статистическими методами, т. е. в одном исследовании могут быть использованы методы обоих классов.

К методам получения и сбора научно значимой информации относятся: метод проектной деятельности (формирования представления об объекте исследования), наблюдение, опросные методы (беседа, интервью), методы изучения документальных источников, игра, эксперимент, и др.

Метод проектной деятельности (формирования представления об объекте исследования)

Метод

Цель

План действий

Формирование представления об объекте исследования.

Устойчивые внешние свойства и признаки объекта исследования.

1.  Выявить при каких условиях существует данный объект.

2. Определить каким свойствам и признакам, должен отвечать объект.

Поиск литературы.

Сбор информацию, об объекте для включения его в проектную деятельность.

.

1. Постановка цели и задачи, для которых собирается информация.

2. Определить источники информации.

3. Выбрать методы поиска информации.

4. Сбор точной и полной картотеки.

5. Собрать и пополнять небольшую библиотеку.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Методы и приемы работы с дошкольниками:

  1. Наглядные методы и приемы 

Связаны с индивидуальной особенностью детского мышления на каждом возрасте и соответствуют  дидактическому принципу наглядности.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода педагог направляет восприятие ребенка на выявление и установление  причинно – следственных связей, наблюдая, рассматривая процесс исследовательской деятельности, важных признаков, и зависимостей между происходящими  явлениями и процессами.

Наблюдения идут по трём разным направлениям:

  • преобразование и изменение объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах социума, флоры и фауны;
  • сопоставление, распознание, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
  • репродуктивный метод, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Демонстрация как метод предусматривает различные приемы:

  • демонстрация иллюстраций, репродукций, картин, помогает ребёнку представить те свойства и признаки изучаемых объектов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять;
  • показ объектов - один из самых широко используемых приемов обучения: ребёнок  изучает, рассматривает объекты домашнего обихода (посуду, мебель и т.д.), набор для ИЗО деятельности (для лепки, рисования, , аппликации) и т.д.;
  • показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
  • показ способа действий - используется на занятиях по ИЗО, ФИЗО, плавания – по развитию движений, действий и др., способ предполагает точность, выразительность, поэтапность, то есть дробление на части; может быть полным или частичным;

Использование ИКТ - в обучении дошкольников используются  мультимедийные средства. С помощью этого метода происходит непосредственное знакомство с теми явления жизни, которые невозможно отследить при кратковременном наблюдении; делая учебный процесс интереснее.

  1. Словесные методы и приемы –

Эффективность метода зависит от педагогической подготовленности, ораторского мастерства педагога, эмоциональной выразительности, подачи материала в доступной форме в соответствии с возрастом.

  • Повествование (рассказ) педагога: должен представлять собой эталон литературного пересказа, максимально точно приближённого к тексту. Своего рода алгоритм для ребёнка.

Рассказ дошкольника включает в себя пересказ сказок, пересказ сказок на новый лад с придуманным концом сказки самим ребёнком, литературных произведений, из личного опыта, рассказы по картинам, предметам.

  • Чтение – обогащает, расширяет кругозор ребёнка, об окружающем мире, способствует восприятию и пониманию художественной литературы.

Объяснение применяется в процессе наблюдения явлений и рассматривания объектов, иллюстраций, в ходе упражнений и т. д.; происходит уточнение непосредственного восприятия дошкольников; должно быть эмоциональным, доступным  в соответствии с возрастом детей. Рассказ, с использованием метафор, сравнений и т.п. – это образное, эмоциональное изложение событий, материал максимально приближенный к тексту. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с ребёнком, подмечать и учитывать его рефлексию.

 Анализ  метод направлен на выявление в изучаемом объекте отдельных частей.

Метод синтеза (от греч. synthesis - «соединение, связывание») Соединение частей, фактов воедино.

Практические методы обучения.

 Используют для познания действительности, углубления и формирования ЗУНов. Во время  их практического применения используются следующие приемы:

  • планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование,
  • анализ результатов, определение причин недостатков.

Практические методы обучения используются в совокупности с другими методами, в частности наглядные и словесные методы.

Практические методы обучения:

  • метод упражнений;
  • метод лабораторных работ;
  • метод практических работ;
  • метод игры

Формы работы по проведению исследовательской деятельности, должны быть индивидуализированы для каждого дошкольника, учитывая психофизиологические особенности данного возраста и ребёнка. Работа может быть как индивидуальная, так и поделена на группы и микрогруппы.

Таким образом, можно сказать, что при рассмотрении данного вопроса на основе практики, опыта, анкетирования родителей наиболее эффективным методом является практические методы обучения подкреплённые словесным методом. Отдельно методы использовать нельзя, они должны идти в совокупности.

Вопросы родителей  и ответы педагога по данному вопросу.

  • Нужно ли объяснять ребёнку подробно необходимость соблюдения правил безопасности?
  • Ответ воспитателя: « Необходимы подробные разъяснения правил безопасности при проведении эксперимента с иллюстративным показом, что может произойти, если правила не соблюдать.»
  • Можно ли эксперименты, проводимые дома показать в детском саду?
  • Ответ воспитателя: «Проводимый эксперимент должен безопасен. Тематика должна соответствовать данному возрасту ребёнка»
  1. Экспериментальная деятельность дошкольника как средство выявления причинно – следственных связей и приводящих  к самостоятельному  выводу.

Экспериментальная деятельность дошкольника представляет собой самостоятельную работу в частичном или полном варианте под руководством воспитателя. Ранее мы рассмотрели формы работы методы и приёмы. При всей вариативности форм работы, она представляет собой совокупность методов, в которых должны разбираться и владеть, не только дети, но и их родители.  Поэтому очень важно проводить семинары, мастер – классы, консультации по данному вопросу для педагогической грамотности родителей. Эксперименты могут проводиться, но только в рамках программы детского сада, но и самостоятельно дома при соблюдении мер безопасности и правил проведения при эксперименте.

Важно так же отметить, что экспериментальная деятельность направлена на расширение кругозора, углубление знаний и овладение навыками и умением в проведении опытов, а не для эффектной демонстрации «как чуда». Эксперимент это способ овладениями такими методами как эмпирический и теоретический. Необходимо подвести родителей к тому, что каждый эксперимент должен заканчиваться выводом и рефлексией. Формировать понимание, представление ребёнка эксперимента не как захватывающее действо, но как объяснение данному явлению, выявлению причинно – следственных связей и как результат – это вывод для чего проводился эксперимент. Что нового узнали?

Вопросы родителей по второму вопросу:

  • Нужно ли подробно ребёнку пояснять причинно – следственные связи?
  • Ответ воспитателя: «Пояснять и разъяснять, необходимо приводя конкретные примеры из жизненного опыты дошкольника или пользуясь иллюстративным материалом, а также использование ИКТ». Это делается для того, чтобы у ребёнка формировался понятийный аппарат, накапливался теоретический и практический опыт.
  • Какую литературу лучше использовать для проведения экспериментов?
  • Ответ воспитателя: «Лучше литературу брать ту, которая соответствует возрасту ребёнка, где представлен процесс проведения самого эксперимента и полученный результат. Схема проведения должна быть цветной, с чётким и понятным изображением»

Показ эксперимента.

Инструктаж в устной форме мер безопасности и с использованием схем;

Схема проведения эксперимента;

Оборудование в зависимости от темы эксперимента;

Практическая часть эксперимента.

  1. Организационные вопросы.

Подготовка группы, оформление музыкального зала для проведения новогодних праздников.

Покупка игрушек для новогодней ёлки.

  1. Подведение итогов собрания.

В повестке родительского собрания было заслушаны выступление по следующим темам, а именно:

  1. Приоритетные методы и приёмы работы в опытно – исследовательской деятельности дошкольника в подготовительной группе.
  2. Экспериментальная деятельность дошкольника как средство выявлять причинно – следственные связи и приходить к выводу самостоятельно. Показ эксперимента.
  3. Организационные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Статья о опытно-эксериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность  как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада...

Статья "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...