Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
консультация

Горбатова Наталья Викторовна
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitateley_v_dou.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Консультация воспитателей в ДОУ

 по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей  дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Автор: воспитатель 1 категории

Горбатова Наталья Викторовна

Надым, 2020 – 2021 у. г.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце…  В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент.

Структура детского экспериментирования.


Деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

- Проблемная ситуация.

- Целеполагание.

- Выдвижение гипотез.

- Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате. 

Примерная структура занятия  - экспериментирования:

-Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

-Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

- Уточнение плана исследования;

-Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

-Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;

-Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

 

Виды экспериментов в ДОУ

Демонстрационное наблюдение - это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму.  Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.

Фронтальное наблюдение - вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они - в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности и т.д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

- Внешние: (новизна, необычность объекта);

- Тайна, сюрприз;

- Мотив помощи;

- Познавательный мотив (почему так);

- Ситуация выбора.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

- Связь теории с практикой;

- Развивающий характер воспитания и обучения;

- Индивидуализация и гуманизация образования;

- Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

- Целостность и системность обучающего процесса;

- Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Успешность эксперимента:

- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

- Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

- Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.

- Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Трудности в работе:

- Создание лаборатории.

- Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.

- Воспитание научности познания - шаг от бытового уровня рассуждений, к научному.

- Планирование работы.

- Планирование занятий.        

ВЫВОД:

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Литература для подготовки консультации:


1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004


2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92


3.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002


4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004


5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005 


6. Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Опытно- экспереминтальная деятельность как средство формирования позновательного интереса у детей дошкольного возраста.

Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 7 г. Хвалынска Мясникова Г. В. «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного в...

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

Консультация для родителей: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста" (папка - передвижка )

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего м...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Статья о опытно-эксериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается проблема развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности....