Развитие мелкой моторики рук –как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
статья на тему

Свиридова Светлана Александровна

Развитие мелкой моторики рук –как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно его подготовить к школе.

      Учеными доказано, что развитие руки  находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Учителя отмечают, что первоклассники часто  испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки , хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

      Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму , а не обучение ему. К 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

     Родителей должно насторожить , если ребенок активно поворачивает лист при рисовании  и закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

    Если ребенок рисует слишком маленькие предметы , это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток легко выявить, предложив ребенку нарисовать одним движением окружность. Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей. Нарисует вам в место окружности овал, окружность меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

     Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток , картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Потом все вырезанные детали могут наклеить , получится сюжетная аппликация.

 

 

 Игры с детьми.

1.Исследование координации движения руки и глаза.

На плотной бумаге нарисовать круг тремя линиями-2 узких и 1 широкая. Вырезать круг по широкой линии (допускается не более 2х перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой).

2. Развитие точности движений.

«Дорожки». На листе нарисованы дорожки, у одного конца которых стоят машины , у другого- дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому, не съезжая с дорожки.

Уровень выполнения считывается высоким, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3х раз .

Низкий- три и более выходов за пределы дорожки, неровная дрожащая линия, очень слабая , почти невидимая. Многократное проведение по одному и тому же месту.

3. Очень помогает развитию руки штриховка.

Детям дается задание , заштриховать фигурки , не выходя за контур ( вертикальными, горизонтальными, волнистыми линиями…)

       Работа по развитию движения рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут большой эффект от упражнений.

Чем же можно позаниматься с детьми , чтобы развить ручную умелость?

  1. Запускать пальцами мелкие волчки.                
  2. Разминать пальцами пластилин, глину.
  3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусики, шарики.
  4. Сжимать и разжимать кулаки.
  5. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро.
  6. Показать только один палец, затем два и так далее.
  7. Барабанить всеми пальцами обоих рук по столу.
  8. Махать в воздухе только пальцами.
  9. Кистями рук делать фонарики.
  10. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе.
  11. Собирать все пальцы в щепотку.
  12. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусики на нитку.
  1. Завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке.
  2. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, заводить механические игрушки.
  1. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрешек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский уголок. Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Материал в помощь  воспитателю  для консультации , родительского собрания или оформление родительского уголка. В докладе  хорошо раскрывается тема, как подготовить ребенка к школе, как ...

"Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Развитие познавательных универсальных учебных действий"

Одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии - это проблема готовности ребёнка к школьному обучению....

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Развитие мелких и крупных движений у дошкольников в структуре готовности к школьному обучению.

 Здоровье - это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, его социальную активность,   которые обеспечивают определенн...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Развитие мелкой моторики ребёнка как показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию....