Родительский клуб "Кедр"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_kedr_s.docx207.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Елочка»

        

ПРОГРАММА

РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«КЕДР»

Разработчик программы: Дегтяренко Елена Евгеньевна

Пояснительная записка

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в семейных клубах. Участие родителей в работе семейного клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество, как с педагогами дошкольного учреждения, так и с педагогами школы. Семейные клубы помогают активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулировать детей и их родителей к поиску разнообразной информации.

Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Задачи:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды.

 5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Принципы:

-компетентность

-соблюдение педагогической этики

-сотрудничество

-конфиденциальность

-Участвовать в работе клуба на добровольной основе;

-учитывать пожелания и предложения участников клуба, строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности.

Организация деятельности семейного клуба:

-Работа родительского клуба осуществляется на базе МАДОУ ДС №29 «Елочка».

-Заседания проводятся 1 раз в 3 месяца. Продолжительность 60 мин.

-План работы составляется на один год, с возможными дальнейшими изменениями;

-просветительскую работу планировать и проводить еженедельно.

-Членами клуба могут быть все члены семьи воспитанника.

Содержание программы:

I этап – организационно-подготовительный

-изучение методической литературы и составление картотеки по проблеме;

-определение целей и задач, направленной деятельности;

-формирование нормативно- правовой базы;

-определение ожидаемых результатов;

-проведение исследований среди родителей и детей.

II этап – основной, работа с родителями.

Формы работы:

Традиционные:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления  экологической компетентности родителей;

- Беседы за круглым столом;

- ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон;

- консультации, сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат;

-совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- участие в экологических акциях;

 - участие в выставках, смотрах-конкурсах;

- педагогические ширмы;

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада и в уголке природы;

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания;

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижек;

инновационные:

-сайт детского сада

-сайт группы:

-электронная энциклопедия «Хочу все знать»

-виртуальные конкурсы: «Делаем елочку сами, своими руками»,  «Делаем кормушки сами, из того что под руками», «Мой красивый, чистый город» и т.д.

-родительский форум «Вопрос - ответ»

-электронное портфолио семьи

-видеотека «Как мы в садике живем»

Ожидаемые результаты:

- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

-Создание предметно-развивающей среды в группе по экологии.

-Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по теме.

-Повышение степени вовлеченности родителей в воспитательно–образовательный  процесс детского сада.

Перспективный план заседаний семейного клуба

месяц

Содержание работы

Средняя группа

октябрь

Тема: «Природа и человек»

1.Анкетирование тема: «Экологическое воспитание»

2.Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка»

3.Игра-путешествие «Мы идём в поход» - совместное мероприятие детей, родителей и педагогов

4.Организация фото-выставки семейных фотографий «Природа и мы»

5.конкурс стихов о природе «Поэтический образ природы»

6.Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе»

январь

Тема: «Красная книга Югры»

1.Дискуссия: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье»

2.Консультация для родителей «Люби и знай свой край»

3.Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели тайги», «Полезные растения Красной книги Югры»

4.Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга»

5.Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей.

апрель

Тема: «Невидимый мир природы»

1.Семинар-практикум для родителей «Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы?»

2.Презентация домашней энциклопедической литературы на природоведческую тему.

3.Презентация методического пособия «Неизведанное рядом» Дыбиной О.В.,

4.Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с песком и водой»

5.Домашнее задание: подготовить семейную фото-выставку: «Экспериментируем дома – узнаём тайны природы!»

Старшая группа

октябрь

Тема: «Животный мир природы»

1.Круглый стол: «С детства – любовь к животным»

2.Диспут: «Должны ли дома жить кошки и собаки?»

3.Памятка «Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными»

4.Конкурс на самую занимательную историю о домашних питомцах

5.Слайд-шоу: «Эти забавные животные!»

6.Домашнее задание: творческий портрет «Наш четвероногий друг»

январь

Тема:«Поможем нашим друзьям»

1.слайд-шоу «В мире птиц!»

2.Оформление группового тематического альбома «Птицы зимой»

3.Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая»

4.Консультация для родителей «Птицы нашего края»

5.Изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона

6.Праздник «Поможем нашим друзьям»!

апрель

Тема: «Мир природы в детских играх»

1.Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»

2.Экологическая игра «Волшебное солнышко»

3.Конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.

4.Фотовыставка «Дети и природа». Фото из семейного архива (дети в лесу, на даче, в зоопарке и т.п.).

Подготовительная группа

октябрь

Тема: «Знатоки природы»

1.Круглый стол – «Совместная деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей»

2.Совместное участие родителей и детей в экологической игре «Знатоки природы!

3.Создание стенгазеты, посвященной охране природы.

4.Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.

январь

Тема: «Экология и я»

1.крушлый стол «Экологическое воспитание».

2.семейные презентации «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии, коллажи – отдых на природе: парк, лес, на даче).

3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Экологические выходные».

4. Оформить стенд в группе «Экология и я».

5. Стенгазета, посвященная охране природы.

6.Буклет для родителей: «Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 4 - 5 лет на прогулке»

апрель

Тема: «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе»

1.Диспут на тему «Дом, в котором мы живем».

2.Консультация «Не бросайте мусор!».

3.Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»

4.Буклет «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

5.Домашнее задание: создать семейные презентации «Отдыхаем, не вредя!»

Перспективный план работы с родителями в средней группе

месяц

Содержание работы

Формы работы

сентябрь

«Что такое экология».

«Экологическое воспитание в семье»

«Лечимся чесноком».

Собрание

Консультация

памятка

октябрь

«Дары природы»

«Лечение луком»

«Чудо-картинки из сушеной травинки».

Выставка

Стенд

конкурс

ноябрь

«Синичкин календарь»

«Моё любимое дерево – кедр»,

«Природа вокруг нас»,

«Тропинками природы».

Консультация

Конкурс

экологический плакат

стенд

декабрь

 «Лечение лимоном».

 «Грипп – это опасно»

«Домик для птиц».

Стенд

Консультация

практикум

январь

 «Соки – залог здоровья».

 «Домашние и дикие животные».

 «Домашние животные в жизни ребенка»

Стенд

Создание альбома

консультация

февраль

 «Бабушкины советы».

«Растения в нашей жизни»

 «мой любимый комнатный цветок»

Папка – копилка

консультация

выставка

март

 «Аптека на окнах»

«Природа дивной красоты»

 «Берегите природу».

Игротека в кругу семьи «Экологические игры»

Стенд

Консультация

Папка – раскладушка

буклет

апрель

 «Витаминные препараты – это не лакомство».

 «Ароматерапия».

Стенд

консультация

май

«Весенний букет».

«Умей видеть прекрасное».

«Скоро в отпуск»

«Здравствуй лето»

Выставка

Папка – передвижка

Стенд

экскурсия

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

месяц

Содержание работы

Формы работы

сентябрь

«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.)

«В лес по грибы.

«Что наблюдать в природе осенью».

Консультация

Ширма

стенд

октябрь

«Поклонись   ягодке». (Поговорить   о ягодах ,   рассказать,  какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

«Азбука поведения в природе».

«Прогулки в природу».

Беседа

Стенд

консультация

ноябрь

«Сокровища леса». (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

«Очей очарованье»!

«Войди в природу другом!»

Консультация

Конкурс

Папка - передвижка

декабрь

 «Пожар — это беда леса!»

«Сбережем нашу елочку»

«В защиту хвойных деревьев»

Стенд

Консультация

акция

январь

«Крылатые доктора». (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

«Поможем крылатым докторам» (изготовление кормушек).

Папка - передвижка

Практикум

февраль

«Ваши помощники книги» (детская художественная

литература о природе)

 «Что наблюдать в природе зимой».

Консультация

ширма

март

«Зеленая аптека» (о комнатных растениях).

«Ребенок и уход за комнатными растениями»

«Мы дежурим» (дежурства в уголке природы)

 «Что наблюдать в природе весной».

Консультация

Папка – передвижка

фотовыставка

стенд

апрель

«Ядовитые растения». (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

«Цветы — земной красы начало».

 «Наблюдения на огороде»

Стенд

Ширма

Папка - передвижка

май

«Пусть цветут травы!» (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

«Первоцветы — вестники весны»

Консультация

конкурс

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе

месяц

Содержание работы

Формы работы

сентябрь

«Лучшие на свете впечатления о лете!»

«Природа  и   нравственное воспитание детей

старшего дошкольного возраста»

  «Знай, люби  и береги».

Фоторепортаж

Папка – передвижка

стенд

октябрь

Конкурс поделок из природного материала

«На заметку родителям»

Конкурс

памятка

ноябрь

«В  царстве лекарственных растений»

«Поможем птицам»

«Здоровье без лекарств»

консультация

Экологическая акция

стенд

декабрь

 «Сохраним ёлку – красавицу наших  лесов»

«Все ли мы знаем о лесе»

«Дни зимой еще короче»

Природоохранная акция  

Стенд

консультация

январь

«Твой  дом  - твоё  здоровье».

«Проблема формирования экологической культуры ребёнка»

«Ребенок – исследователь»

Экологическая

газета

стенд

папка - передвижка

февраль

«Просмотр телепередач о природе»

«Наши домашние питомцы»

«Весна в народном календаре»

Беседа

Стенд

ширма

март

«Оздоровление воздуха с помощью комнатных растений»        

«Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями»

памятки о полезных свойствах комнатных растений

Консультация

Папка - передвижка

памятка

апрель

«Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»        

«Гуляй, да присматривай»

Консультация

стенд

май

«Воспитание бережного и  осознанного

отношения  к природе – задача  семьи   и  детского сада»

«Ядовитые растения нашего края»

«Правила поведения в природе»

Папка – передвижка

Стенд

памятка

Анкета для родителей

 «Экологическое воспитание детей в ДОУ»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем наиболее интересно и действенно организовать работу по экологическому образованию детей в детском саду.

 1.Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

Да        Нет

2.Интересует ли вас лично проблема экологического воспитания детей?

Да        Нет

3.Ощущаете ли вы по ребёнку, что в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию?

Да        Нет

4.Принимаете ли вы участие в проводимой в ДОУ работе по экологическому воспитанию дошкольников?

Да        Нет

5.Как вы считаете, какие формы совместной деятельности ДОУ и родителей в реализации задач экологического образования детей будут наиболее эффективными?

Посещение дня открытых дверей; просмотр открытого занятия; прослушивание лекции и т.д.

Участие в экологических проектах, акциях, экологических праздниках, заседаниях родительского клуба

6.Как вы считаете, нужно ли в ДОУ проводить работу по экологическому просвещению родителей?

Да        Нет

7.В какой форме, вы предпочли бы осуществление экологического просвещения родителей?

Информационные стенды, консультации, тематические собрания        

Практическая деятельность (экологические проекты, акции, праздники, семинары-практикумы)

8.Можно ли оценить работу ДОУ по экологическому просвещению и вовлечению родителей в процесс экологического образования детей положительно?

Да        Нет

Список источников

нормативно-правовые документы:

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. в ст. 44, п. 1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей.

В параграфе 1.4. «Основные принципы дошкольного образования» одним из принципов воспитания выделяется сотрудничество Организации с семьей.

 В параграфе 1.6. «Стандарт направлен на решение следующих задач», в п. 9 выделяется задача: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 В параграфе 1.7., в п. 6 отмечается, что стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

методические материалы:

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"

Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...