«Сказка как метод развития взаимоотношений» (пособие для родителей)
методическая разработка на тему

Сеземина Наталья Николаевна

Автором представлен материал по сказкотерапии для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Сказка как метод развития

взаимоотношений»

(пособие для родителей)

Воспитатель: Сеземина Н.Н.

 Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Значит, сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта, органическая система воспитания новых поколений.

Сказкотерапия – лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень  человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает некий банк жизненных ситуаций.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и  в реальной жизни.

Сказкотерапия – это еще и процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы.

Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

Сказкотерапия содержит несколько этапов.

Первый этапе – устное народное творчество.

Второй этап – собирание и исследование сказок и мифов. Терминология  психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается и по сей день.

Третий этап – психотехнический. Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции  комплексной сказкотерапии, с духовным подходам к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Принципы работы со сказками.

Каждая сказка уникальна. Но использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

  1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если сразу это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

  1. Множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов.)

Наша задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

  1. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

Наша задача – кропотливо и терпеливо разрабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован нами в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Схема размышления над сказками  и их обсуждение.

  1. Основная тема – понимание основных идей сказки. Через основную систему  передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом.

  1. Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно придумать способы преодоления трудностей героями сказки. Имея набор способов решения проблем, мы можем выбирать нужный способ в зависимости от ситуации.

  1. Линия героев сказки.  Отношение к окружающему миру и к самому себе

Здесь важно понять общую направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и к окружающему миру в целом.

  1. Актуализированные чувства.

Важно осознать, какие чувства вызывает у героя то или иное событие и почему.

  1. Образы и символы в сказках.

Осознание образа героя: какое внутреннее содержание несет конкретный сказочный образ, что он из себя представляет.

В процессе развития личности ребенка и способах участия в нем взрослых, решающая роль принадлежит семье. Только через работу с семьей, оптимизацию детско-родительских отношений, психологического климата в семье можно добиться эффективности развивающей или коррекционной работы с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как метод накопления жизненного опыта.

Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать "сказочные уроки" и отвечать на вопрос: "Чему учит эта сказка?", соотносит ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего "б...

Сказка как метод психологической диагностики.

В данном материале представлены варианты сказок, используя которые, можно проводить психологическую дагностику детей дошкольного возраста....

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

применение методов и пособий ТРИЗ

мастер класс ознакомление педагогов с использованием пособий и игр ТРИЗ в совместной работе...

Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой. Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

В данном пособии предложены артикуляционные сказки с применением биоэнергопластики. Игровая форма проведения артикуляционных упражнений способствует более успешной работе по подготовке органов артикул...

Памятка для родителей "Собственные сказки по методу Проппа"

для педагогов и родителей воспитанников...