применение методов и пособий ТРИЗ
методическая разработка

Майкова Любовь Сергеевна

мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга»  г. Козловка Чувашской Республики

                             Районное методическое объединение педагогов дошкольных

образовательных учреждений

Козловского района Чувашской Республики

Семинар по теме

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

«Применение методов и пособий ТРИЗ

    в повседневной жизни детского сада»

Подготовила: Майкова Л.С. воспитатель

                                              Дата проведения:      16.02.2018

                                           Козловка 2018

                 Цель: ознакомление педагогов с использованием пособий и игр ТРИЗ в совместной работе

                          с детьми и их практическое освоение.

                 Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе

                                   воспитания     дошкольников будет лежать развитие мышления.

                 Задачи: Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью

                               развития познавательных и творческих способностей.

                               Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;
                             Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт.
                Пособия:  круги Луллия, предметные картинки, мольберт

                                                  Теоретическая часть

                 Приветствие  Утром рано вы проснулись, потянулись (потягиваются)

                                           Где же,Солнышко? Солнышко! (фонарики вверху)

                                    Выпивали чашку чая  (одна ладошка - блюдце, другая - чашка,

                                                             подносим   ко рту, как - будто пьём)

                                    До донышка, до донышка (стучим кулачком по ладошке)

                                    Ели на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

                                    С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

                                    Ну-ка вместе, ну-ка дружно скажем: Здравствуйте!

                                  - Здравствуйте, уважаемые коллеги

                                    Деток вы любите? Да или нет?

                                    Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)

                                    Дайте мне тогда ответ

                                    Помочь откажетесь мне? (Нет)

                                    Последнее спрошу у вас тогда:

                                    Активными все будете? (Да)

           Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

            Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика. Это самая молодая

                 из  известных и популярных инновационных педагогических систем.

                 Она основана на ТРИЗ  (теория решения изобретательных задач)  и  ТРТЛ (теория развития 

                 творческой  личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом

                 Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».        

                 В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из

                семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста,

                 но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это

                 недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников

                 и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее

                 время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у

                 дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения,

                 диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под  условным

                  названием «Умка».

                  Девиз тризовцев – «Можно говорить все!

                 

                Достоинствами использования элементов ТРИЗ является то, что это универсальный

                 инструментарий,    применимый во время обязательных занятий, игровой деятельности,

                 режимных моментов; позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

                  стимулирует  взаимообмен оригинальными идеями ,творчески активное самостоятельное

                  мышление;

                  помогает почувствовать вкус успеха  в   достижении поставленных целей;  

                  развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической,

                 

                    художественной деятельности;

                  помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти

                 выход из затруднительной ситуации,

                  помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

                  Принцип проведения занятий - от простого к сложному

                  Данная работа проводится поэтапно:

           I этап работы – научить ребенка находить и разрешать противоречия,

           которые окружают его повсюду. (Найти обще между деревом и цветком – цветок растет

           и дерево растет).

              II этап - учим детей изобретать.

            Задание: попали на необитаемый остров с коробкой жвачки.

            Как выжить? (несуществующие растения).

            III этап – решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных

             методов ТРИЗ.

             Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?

             IV этап: Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные,

            оригинальные решения проблем Здесь взрослые только наблюдатели;  ребенок

            рассчитывает на собственные силы, используя свой умственный и творческий

            потенциал

                    ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять

                  основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

                 

 

                                               Практическая часть

             Перед вами пустое поле, которое символизирует ваши знания о данном методе. Чтобы его

             превратить в цветущий луг предлагаю вам, представить себя цветком, который будет

             соответствовать вашему внутреннему миру и настроению и рассказать о себе

             Выберите цветок, а затем объясните, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как

               ромашка".

             Ну вот наше поле превратилось в цветущий луг, который расцвел благодаря нашему общению

             Двигаемся дальше. Для этого мы с вами разделимся на команды, пройдя при этом первый

             этап и мозговой штурм

             У вас в руках цветы это вас объединяет. А чем цветы отличаются друг от друга

               (ответы педагогов).

              Деление команд по принципу садовые – луговые.

             

           Первый этап

           1 задание.

             Игра «Да-нетки»  «Угадай, что я загадала

                     Пособия сундучок, 1-2 игрушки.

                     Предложить командам отгадать что в сундуке по наводящим вопросам «это животное?,

                     Оно зеленое?  Это квадратное? И т.п. ведущий отвечает только «да» и «нет» и

                    «несущественно»

                    «Четвертый лишний»

                    Пособия карточки с изображением предметов (по 2 на каждую команду)

                   Рассмотреть карточки, сказать какой предмет лишний, обосновать ответ

               

                       

                   Игра «Теремок»

                   Цель: развивает аналитические способности ребенка, при помощи этой игры можно

                                научиться сравнивать, выделяя общее и находя различия.

                                Использовать для игры можно игрушки, картинки или любые другие, окружающие

                                вас предметы.

                   Правила игры. Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один

                     из  игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и

                     просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

                     - Кто в теремочке живет?

                     - Я, зайчик. А ты кто?

                     - А я – мячик. Пусти меня к себе жить?

                    - Скажешь, чем на меня похож – пущу.

                     Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится

                     хозяином  теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

                 Второй этап  

                    2 задание  «Эмпатия»

                  Цель: научить отождествлять себя с предметами, вхождение в роль кого-нибудь,

                            чего-нибудь

                Предложить представить самого себя в качестве какого-нибудь  предмета или явления

                    в проблемной ситуации:

             1 изобразить будильник, который забыли выключить;

             2 показать походку человека, которому жмут ботинки;

             3 изобразить рассерженного поросенка, встревоженного кота.

             4 представьте, что вы животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет

               спеть песню.

             Прохрюкать «В лесу родилась елочка…»,

             Промяукать «Солнечный круг…»

              Третий этап

            3 задание  кольца Луллия

                      определение признаков объекта.

                  1-й круг – образцы материалов: шерсть, кожа, резина, стекло, дерево, бумага, металл, мех.

                  2-й круг – природные и рукотворные объекты.

                  3-й круг – эталоны формы (бесформенность, круг, овал, треугольник, квадрат,

                      прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция).

                   Раскрути круги, совмести сектора кругов, чтобы получился предмет с

                  фантастическими, нереальными признаками.  Усложнение: прошу рассказать о необычных

                  функциях этих сказочных предметов. Пример: круглый меховой домик перекатывается по

                   дорожке – путешествует, может подружиться с дикими животными…

                  1. Тренинг по признаку «Форма (объемная, плоскостная)»

                  Цель: научить детей переносить форму одного объекта на другой.

                   1-й круг – объекты природного мира (цветок, рыба, дерево, заяц и т.д.)

                   2-й круг – объекты рукотворного мира (чашка, самолет, здание, блузка и т.д.)

                  - Нарисуй или слепи рукотворный предмет в форме природного.

                   (Самолет – цветок: изображение самолета в форме цветка; рыба – часы: часы изображены

                     в виде рыбы)

               

                

                 

                 Четвертый этап

                  Находить выход из любой сложной ситуации 

                «Кот в одном сапоге».

              Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. Босиком ходить отвык, в одном неудобно.

              Как быть коту?

               «Вот так игра»

             Ира потеряла варежки в школе, искала - не нашла. А на улице мороз, до дома далеко.

               Как дойти, не заморозив руки?

                «Маша и Медведь»

             Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь

              навестить своего друга, Маша напекла пирожков, положила их в узелок. Зацепилась в густом

              лесу за куст, узелок порвался, пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места,

              где живет медведь?

                 «Помоги Золушке»

             Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет.

              А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем золушке раскатать тесто?

                 «Подготовка к празднику»

              Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери.

            «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все

              магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха

               сможет изготовить печенье разной формы?

                Пятый этап

                  Игра «Создание лимерика»

                  Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут

                  постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже

                  использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

                  Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

                  Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

                  Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

                  Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

                   Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

           

            Наш мастер-класс подошел к концу. И как сказал римский философ Сенека:

           "НЕ ДАНО ЛЁГКИХ ПУТЕЙ ОТ ЗЕМЛИ К ЗВЕЗДАМ" надо просто иметь желание достичь

            своей мечты, цели и все тогда получится.

            А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс:

            свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер - классе

            нового. Одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и  скажем друг другу

            "Спасибо!"

              А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие. Надеюсь, что знания,

                    приобретенные вами на сегодняшнем мастер - классе помогут в  решении  творческих задач

                    не только на занятиях с детьми, но и в жизни.

             Благодарю за сотрудничество.

             Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Недоразвитие речи  у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...

Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста

laquo; Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»...

Статья "Применение методов и приемов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетенции у старших дошкольников"

Методы и приемы ТРИЗ-педагогики позволяют традиционный способ обучения перевести в активно - деятельностный. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают нов...

"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления посредством применения методов и приёмов ТРИЗ"

Консультация для родителей по применению методов и приёмов ТРИЗ. Примеры игр на развитие логики, вариативности воображаемых образов, воображения; игры способствующие расширению и активизации словарног...

Газета для родителей по применению методов и приёмов ТРИЗ с детьми

В этих газетах раскрывается информация о  работе с детьми по применению методов и приёмов ТРИЗ с детьми...

Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в ДОУ

Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в ДОУ...

применение методов и пособий ТРИЗ

мастер класс ознакомление педагогов с использованием пособий и игр ТРИЗ в совместной работе...