Адаптация к детскому саду
консультация на тему

Данный материал как для родителей, так и для воспитателей, носит информативный характерна на тему адаптации к детскому саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_sadu.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду

      Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма и ответ на новые для него условия. Процесс адаптации обусловлен активностью ребенка и выступает как единство процессов усвоения правил среды (приспособление себя) и преобразования, изменений среды (приспособление к себе).

       Адаптация неизбежна в тех случаях, когда возникает противоречие между возможностями ребенка и требованиями среды.  Выделяют три стеля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к среде:

1.        Творческий, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;

2.        Конформный, когда ребенок просто привыкает, пассивно воспринимает требования и обстоятельства среды;

3.        Избегающий, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Фазы адаптационного процесса:

1.        Острая, сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем месяц.

2.        Подострая, характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития по сравнению средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

3.        Фаза компенсации, характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу года преодолевают указанную задержку в развитии.

       В динамике адаптационного процесса обычно выделяют три стадии:

  •         стадию тревоги;
  •         стадию сопротивляемости;
  •         стадию либо стабилизации состояния и выздоровления, либо истощения.

       Трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных нарушений связывают, прежде всего с:

  •         Предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется высшая нервная деятельность ребенка;
  •         Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
  •         Организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, социальными условиями;
  •         Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

       Приемлемым возрастом для начала посещения детского сада считается 3-летний возраст. К этому моменту эмоциональное общение ребенка с матерью способствует формированию самосознания, т.е. восприятие ребенком себя как отдельного индивида (вместо «МЫ» появляется «Я»). Кроме того постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. Но существует категория детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. В этом случае адаптация может провоцировать повышенную возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство, негативизм.

      Дезадаптации к детскому саду  могут способствовать следующие особенности психического развития ребенка:

  •         Отсутствие навыков общения;
  •         Высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень развития выше среднегруппового);
  •         Эмоциональная неуравновешенность;
  •         Установки, препятствующие общению;
  •         Тревожность и боязнь общения;
  •         Замкнутость.

Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду

      Детский сад дает ребенку хорошую возможность видеться со своими одногодками, играя и развиваясь в их обществе, получить опыт общения с товарищами. В детском саду приобретаются определенные знания и навыки, необходимые для всестороннего развития ребенка, а также успешного продолжения обучения в школе, закладывается возможность всестороннего развития, выявления интересов и способностей.

  •         Подробно рассказывать ребенку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное впечатление о нем;
  •         Вести себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него -  ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад;
  •         Не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день предстоящие перемены в жизни ребенка;
  •         Оставляя ребенка в детском саду первое время можно дарить ребенку свою любовь и заботу в символической форме (записочки, рисунки, амулеты).
  • В целях оптимизации процесса адаптации предлагаются следующие варианты вспомогательных мероприятий, направленных на регуляцию процесса адаптации:
  •         Использование телесной терапии (взять ребенка на руки, обнять, погладить);
  •         Использование фитотерапии (подвешивание над кроваткой возбудимого ребенка мешочков с успокаивающими сборами трав);
  •         Сон с мягкой игрушкой
  •         Рассказывание сказок, пение колыбельных (можно под успокаивающую музыку);
  •         Использование игровых методов во взаимодействии с ребенком;
  •         Создание позитивной установки у ребенка на предстоящие режимные процессы, предварительное проговаривание их.

«Если малыш не хочет идти в детский садик»

Причин, по которым ребенок не хочет идти в детский сад, может быть множество. Остановимся на наиболее типичных.

  •         Самая существенная причина -  естественное нежелание ребенка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения (боязнь перемен). Ребенок раннего возраста не умеет мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новые для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям;
  •         Болезненно проходящая смена режима и обстановки. Приучение ребенка к режиму – это формирование привычки вовремя ложится спать и вовремя вставать, есть и гулять по часам.
  •         Непривычная пища. Так как в детском саду меню состоит в основном из супов и каш, возникает много трудностей с кормлением. Пенки с молока и жареный лук в супе может вызвать определенные физиологические реакции организма ребенка. Пищевые рефлексы формируются быстро и стойки в течение длительного времени, а иногда и на всю жизнь. Следует до детского сада приучать ребенка есть подобные блюда.
  •         Нелюбовь к воспитателю. Дети особенно хорошо чувствуют настрой и отношение к ним работающих в детском саду людей.
  •         Детское одиночество. Родители устремленные решать свои личные, материальные профессиональные и другие проблемы, предоставляют ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним вопросами ухода. Развивается чувство ненужности, отчужденности.
  •         Причиной может и быть плохое отношение со стороны сверстников. Впечатлительность ребенка затрудняет его адаптацию к новой среде и коллективу.
  •         Частые болезни (хронические или врожденные). Стоит учитывать и манипулятивные возможности детей, иногда ребенок может специально сделать вид, что у него что то болит лишь бы не идти в сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»

Сценарий семейного развлечения (в период адаптации в детском саду) «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...