Главные вкладки

    Методические рекомендации для родителей по развитию ручной умелости дошкольников «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
    учебно-методический материал по теме

    Михайлова Анастасия Тимофеевна

    Предлагаю несколько советов по развитию мелкой моторики у детей.Материал может быть полезен родителям и педагогам ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

    общеразвивающего вида

    детский сад № 41 ст. Смоленской

    МО Северский район

    Методические рекомендации

    для родителей

    по развитию ручной умелости дошкольников

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    Разработала:

    Воспитатель I категории

     Михайлова А.Т.

     «Рекомендации для родителей по развитию ручной умелости дошкольников»

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    ( В.А. Сухомлинский)

      Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук    

    «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

      Однако, даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая задача, значит и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и тонкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Постоянная тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение.

     В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

     Для развития мелких мышц руки очень полезна пальчиковая гимнастика!

    Ритм и рифма в пальчиковых играх вызывают интерес ребенка, легко запоминаются, надолго оставаясь в памяти. Помимо развития мелкой моторики, это еще и радость от общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимает, когда она трогает его ладошку, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

                Предлагаю несколько советов по развитию мелкой моторики у детей.

    Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он из льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет".)
    2. Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам.
    3.Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
    4. Для развития руки ребёнка хороши шнуровки фабричного производства, как объемные, так и плоские. Они безопасны и прочны.
    5. Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.
    6. Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу даже 4-х летнему ребенку под Вашим наблюдением, конечно.
    7. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
    8. Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложней.
    9. Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
    С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов и клеящим карандашом закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
    10. Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.
    11. Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом соединяем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток. Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода - подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.
    12. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами.

    Примеры игр на развитие мелкой моторики и ручной умелости детей.

    Для самых маленьких:

    «Апельсин»

    Мы делили апельсин
    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
    Много нас – а он – один
    Эта долька – для ежа
    (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
    Эта долька – для чижа 
    Эта долька – для котят
    Эта долька - для утят
    Эта долька - для бобра
    А для волка – кожура!
    (встряхиваем обе кисти)


    «Гроза»
    Капли первые упали,
    (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
    Пауков перепугали. 
    (внутренняя сторона ладони опущена вниз;
    пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,  показать, как разбегаются пауки)
    Дождик застучал сильней, 
    (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
    Птички скрылись средь ветвей. 
    (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
    махать пальцами, сжатыми вместе).
    Дождь полил как из ведра,
    (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
    Разбежалась детвора. 
    (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
    изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
    В небе молния сверкает,
    (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
    Гром все небо разрывает.
    (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
    А потом из тучи солнце 
    (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
    Вновь посмотрит нам в оконце! 

    «Пальчик – мальчик»

    - Пальчик-мальчик, где ты был?

    ( показать большой палец)

    - С этим братцем в лес ходил,

    (поочередно соединять большой палец с остальными)

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

    «Здравствуй!»
    Здравствуй, солнце золотое! 
    Хлопки. 
    Здравствуй, небо голубое! 
    Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.
    Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую. 
    Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.

    «Умывалочка»
    Кран открыли: чик-чик, 
    Вращательные движения кистью. 
    Руки мыли: шик-шик. 
    Потереть ладошки друг о друга.

    Пусть бежит водичка, 
    Плавные движения ладонями. 
    Мы умоем личико. 
    ,,Умыться’’. 
    Мылом мы ладошки трем, 
    Имитировать мытье рук. 
    Полотенцем промокнем. 

    Легкие похлопывания ладоней друг друга. 

    Вот и чистые ладошки, 
    Показать ладони. 
    Мы похлопаем немножко! 
    Хлопки.

    «Мышки» 
    Вышли мышки как-то раз 
    ,,Ходьба’’ пальцами по столу. 
    Посмотреть, который час. 
    Постукивание указательным 
    пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.
    Раз, два, три, четыре 
    Загибать поочередно пальцы на правой руке. 
    Мышки дернули за гири. 
    Сжать обе руки в кулак, и опустить. 
    Тут раздался страшный звон - 
    Хлопки.
    Разбегайтесь мышки вон! 
    Пальцы ,,убегают’’.

    «
    Мастера» 
    Если только захотим 
    Сжимать и разжимать кулачки. 
    Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок, 
    ,,Лепить’’пирожки. 
    Лепит Таня теремок, 
    Сложить ладошки домиком. 
    Лепит Света разных рыб, 
    Прижать ладони друг к другу,
    делать волнообразные движения.

    Лепит Саша белый гриб. 
    Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки.

    «Волшебные ладошки» 
    Подними ладошки выше 
    Поднять руки вверх и сомкнуть
    домиком над головой.

    И сомкни над головой.
    Что же вышло? Вышла крыша,
    А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше 
    Поставить руки перед грудью,
    сжать пальчики.

    И сомкни-ка их дугой.
    Что же вышло? Вышли гуси:
    Вот один, а вот другой. 
    Сжимать и разжимать пальцы. 
    Подними ладошки выше 
    Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга. 
    И сомкни перед собой.
    Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

    «Царапки» 
    Вот какой котишка 
    Поставить руки перед грудью,
    опустив кисти вниз,качать головой.
     
    Круглая мордашка.
    И на каждой лапке 
    Обвести ладонью вокруг лица.
    Коготки-царапки. 
    Сжимать и разжимать кулачки. 
    Котик точит коготки, 
    Скрести пальцами по столу. 
    Очень острые они.
    А потом играет - 
    Пальцы ,,бегут’’ по столу. 
    Мячик догоняет.

    «Моя семья» 
    Знаю я, что у меня 
    Сжимать и разжимать кулачки. 
    Дома дружная семья:
    Это – мама, это – я, 
    Поочередно загибать пальцы. 
    Это – бабушка моя, 
    Это – папа, это – дед,
    И у нас разлада нет. 
    Сомкнуть руки в замок.

    Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

    Так что, уважаемые родители, уделяйте несколько минут в день на пальчиковые игры с детьми, это приятное и полезное занятие.

    Желаю удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    Презинтация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»...

    Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."

    Форма  родительского  собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей детей раннего возраста «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

    Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправл...

    Практическое занятие для родителей и детей от 2 до 3 лет «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

    Занятие-практикум для родителей и детей раннего возраста, на котором они знакомятся с играми на развитие мелкой моторики, с использованием крупы....

    Консультация для родителей детей раннего возраста «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

    Цель: - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Потребность и способность двигаться заложена в Человеке генетически. Тонкая моторика – это различные по сложности движения,...

    Ум ребенка находится на кончике его пальцев.

    Для чего нужен пластилин? Зачем современному ребенку лепить из пластилина?...