История развития форм работы детского сада с родителями.
статья по теме

Агамирова Людмила Сергеевна

Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки в работу современных дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razvitiya_form_s_roditelyami.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

История  развития  форм  работы детского сада  с  родителями.

Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

На разных этапах общественного развития менялось отношение государства  к семье и к семейному воспитанию. Политика в отношении семьи диктовалась идеологическими  задачами  и направлена на подчинение интересам государства.

Культурный и моральный уровень бедных слоев населения был очень низким, они не могли заниматься воспитанием своих детей в силу длительного рабочего дня и собственной необразованности в вопросах воспитания детей, поэтому встал вопрос о необходимости воспитания детей  в общественных учреждениях, образования родителей.

Еще в начале XIX в. социалист –утопист Роберт Оуэн считал , что необходимо организовывать просветительскую работу для взрослых. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения. Такие лекции он считал полезными для людей малообразованных и плохо воспитанных, каких было большинство. Одной из тем, которая освещалась на таких лекциях – это  воспитание детей.  

К.Д.Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности и обосновал необходимость педагогического образования женщин.

П.Ф.Каптерев в начале ХХ в. отмечал неудовлетворительность семейного воспитания  в разных слоях населения и подчеркивал потребность в создании дошкольных учреждений, которые будут оказывать помощь семьям в воспитании детей, настаивал на образовании родителей в вопросах гигиены, педагогики, психологии.

Педагоги Е.И.Тихеева, П.Ф. Каптерев  и др. считали, что необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями и окружающей жизнью. Практика показала, что связь общественного и семейного воспитания была необходима. В работах тех лет писалось о необходимости соблюдения единства требований к детям со стороны дошкольного учреждения и семьи. М. Арони писал: «Матери дома не должны отлучать ребенка от тех разумных привычек, которые он получает в яслях. Иначе вся работа пойдет насмарку, для этого каждая мать должна знать, как проводится воспитание в яслях, и проводить дома те же правила воспитания».

Семье оказывалась педагогическая помощь различными путями. Издавались педагогическая литература для родителей, где анализировались типичные ошибки в воспитании, давались советы. Поднимались проблемы, актуальные и в наши дни: отношение к физическим наказаниям, необходимость изучения интересов и потребностей ребенка, особенности дошкольников, роль игры в их развитии. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы. В семейных группах мамы с детьми объединялись и занимались с ними; в 80-х годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью распространения среди родителей педагогических знаний, на их заседаниях шел живой обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты. В помощь семье выходили периодические издания, затрагивающие вопросы гигиены, обучения, нравственного воспитания детей, книги для родителей.

В этот период зародились «традиционные» формы работы с семьей: коллективные беседы, стенгазеты, уголки для родителей в детском саду, кинофильмы по охране здоровья детей, выставки, родительские собрания, педагогические консультации, специальные курсы для матерей. Дошкольное учреждение помогало семье решать такие важные проблемы воспитания, как режим дня ребенка, его питание, создание необходимых условий для развития. Родителей приобщали к жизни детского сада, а также вооружали знаниями основ педагогики. К чтению докладов привлекали врачей, членов педагогического коллектива, родителей.

После революции октября 1917 года политика в отношении семьи диктовалась идеологическими задачами и была направлена на подчинение «классовым целям», интересам государства. Советское государство «перехватило» функцию социализации детей, не доверяя родителям воспитание «строителей коммунизма». Задачи, поставленные обществом по воспитанию  нового человека, «которому предстоит работать и бороться за строительство социализма, продолжать дело своих отцов и окончательно установить коммунизм», семья не могла выполнить. В 20-е годы писали, что семейное воспитание - это «отсталое» воспитание, отмечалась ограниченность кругозора родителей, бессистемность их воздействий на детей.

По поводу воспитания детей были разноречивые точки зрения, вплоть до того, чтобы создать для них детские дома, детские городки, изолирующие ребенка от семьи. По мнению Н.И Бухарина, право родителей на своего ребенка с социалистической точки зрения неправомерно. Отдельный человек принадлежит не самому себе, а обществу - человеческому роду, поэтому обществу принадлежит первейшее и основное право воспитания детей.

 В то же время педагоги Н.К. Крупская, Е.И Тихеева и др, считали, что в отрыве от  семьи невозможно воспитать подрастающее поколение. Необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями и окружающей жизнью. Вопрос ставился так: следует ли всецело заменить семейное воспитание общественным или стремиться к тому, чтобы реформированная семья  не отказывалась от воспитательных функций, а выполняла их совместно с учреждениями общественного воспитания.

Н.К.Крупская писала, что «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечения их к этой работе». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, подчеркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет…на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В новых условиях общественное воспитание было призвано ведущим по причинам широкого вовлечения женщин в социалистическое строительство, неграмотности родителей, неудовлетворительных условий жизни детей. На рубеже 20-30 годов популярным стал лозунг «Рычагом дошкольного воспитания двинем женские массы на заводы, стройки и поля!».

Поэтому детский сад должен стать социальным центром, где ребенок мог воспитываться в коллективе сверстников квалифицированными специалистами. Необходимость связи детского сада семьей объяснялась тем, что дошкольные учреждения первыми принимают ребенка из семьи, и они непосредственно продолжают дело, начатое семьей. Устремления детского сада и семьи должны быть едиными.

О необходимости крепкого союза школы и семьи писал В.А.Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

В.А.Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

Практика показала, что связь общественного и семейного воспитания была жизненно необходима. Тезис об игнорировании семьи остался лишь в теории. Началась планомерная работа педагогов детского сада с семьей.

Акцент в просветительской работе ставился на формирование у детей культурно-гигиенических навыков и укрепление их здоровья.

С целью изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания педагоги посещали семьи и давали рекомендации родителям по уходу за ребенком.  Давались указания, что считали неправильным, что и как можно изменить. Впоследствии эти указания принимали форму требований и предъявлялись «всему коллективу родителей». Вопросы ежедневного умывания и еженедельного мытья ребенка, частой смены белья, проветривания квартиры, определенных часов еды, сна и др. Вопросы обсуждались на родительских собраниях, где родители могли высказываться.

 Для родителей проводились выставки работ детей, детские праздники. В те годы намечались пути взаимодействия детского сада и семьи, представляющие интерес сегодня. Отмечалось, что «праздники являются лучшим средством привлечения внимания родителей к детскому саду». Проводились совместные субботники родителей и педагогов, где изготавливались для детей игрушки, халатики, туфли.

 Работа с родителями велась и за пределами дошкольных учреждений, поскольку только 2% детей были охвачены общественным дошкольным воспитанием. Просветительская работа  осуществлялась в красном уголке общежития, при бытовом кружке клуба, при магазине «мать и дитя». В магазине организовывались выставки по проблемам дошкольного воспитания, создавались специальные ящики вопросов и ответов, осуществлялась подготовка продавцов, проводились консультации по вопросам воспитания, по подбору детских книг, игрушек, по «пошивке» рациональной одежды для детей, изготовлению полезных игрушек.

Создавались специальные курсы для матерей, на которых изучались следующие темы: принципы, цели и задачи советской системы воспитания и место дошкольного воспитания в ней; связь дошкольного воспитания с социально-экономическими условиями нашей действительности. Рассматривались вопросы физического, трудового воспитания, организация досуга детей, развития творчества у детей. Давались задания самостоятельно изучить литературу. Существовали лозунги для родителей, например: «Что взял в детские годы, не теряешь никогда», «Если детям дать занятье, станет взрослым жить приятней», « Оттого ребенок дерзкий, что с ребенком грубы, резки». Положительной стороной в работе курсов являлись, различные задания родителям. Родителям предлагалось проследить режим дня своего ребенка или проследить, какие меры воздействия применялись в семье по отношению к ребенку, проанализировать, чем они были вызваны. Давались задания поискового характера – выявить, какие стороны быта семьи способствуют антирелигиозному, интернациональному и коллективному воспитанию ребенка в семье.

В рассматриваемый исторический период делались попытки объединить родителей нескольких детских садов района на так называемых «вечерах ребенка». Содержание их составляли доклады и художественные номера- пение, музыка, рассказывание. Популярным было кооперирование матерей, чтобы сообща присматривать за детьми, воспитывать их. Предлагалось организовать общую прогулку, где три- четыре матери сговариваются между собой гулять со всеми детьми по очереди с назначением дежурной мамы. Две матери могут провести экскурсию в зоопарк, музеи, организовать с детьми праздники, инсценировки, угощения, вывезти детей на дачу на кооперативных началах. В этом участвуют две матери, одна ведет хозяйство, другая присматривает за детьми. При жилтовариществах устраивались детские площадки во дворе дома. Дети на них проводили по шесть часов. Средства для организации площадки составлялись из ежемесячных взносов родителей и жильцов дома.

Вместе с тем, прослеживается  некоторый принудительный и назидательный характер работы с родителями, идеологическая и классовая направленность просветительской работы. Предлагались такие темы бесед, как «Пятилетний план по дошкольному строительству», «Связь дошкольного воспитания с социально-экономическими условиями нашей действительности». Во время консультации матери ребенка предлагались вопросы на выявление «классовой ориентации» ребенка: «Кто такой Ленин?», « Кто такие пионеры ?», «Кто такие буржуи?».

Некоторые формы работы с родителями в настоящее время утеряны (консультации при магазинах, посещение семей). К посещению семей современные педагоги относятся более чем критически, считают, что посещение семей невозможно по ряду причин: отдаленности жилья воспитанников, занятости взрослых, расслоения населения, нежелание идти на контакты. Некоторые педагоги считают, что это дополнительная работа и за нее надо доплачивать, другие считают себя незваными гостями, боятся собак, находят и другие причины. О.Л.Зверева пишет, что из опрошенных 500 воспитателей Москвы только три человека посещают семьи: помогают организовать досуг с детьми, находят подход к родителям и дают консультации  в неформальной обстановке.

Задачи воспитания в условиях общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историческими, зависели  от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития. В нашей стране была создана система повышения педагогической культуры родителей. Недостатками этой системы были излишняя политизация содержания, обязательность посещения той или иной формы педагогического просвещения.

Таким образом, мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, оказывать помощь семьям в воспитании детей зародилась очень давно. С развитием общественного дошкольного воспитания использовались разнообразные формы работы с родителями, учитывающие реальные запросы семьи. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки в работу современных дошкольных учреждений.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и семья. Родители являются первыми педагогами своих детей, а детский сад существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Речь идет не об одностороннем воздействии на родителей (принудительное чтение им докладов, посещение ими формальных мероприятий), а о взаимодействии ДОО и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

 Работа детского сада с семьей была и  остается одним из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных аспектов педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...