Разные дети - разные подходы в развитии.
консультация на тему

Голубенко Светлана Васильевна

Севеты психолога родителям по воспитанию их чад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznye_deti_-_raznye_podhody_v_razvitii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

«У вас агрессивный ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

* Иногда агрессия ребенка – часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.

* Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования детей надо ограничивать. В таких ситуациях можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.

* Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.

! Помните, агрессивность может помешать ребенку наладить контакт с окружающими людьми. Помогите вашему ребенку преодолеть агрессию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

- Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность будет преодолена.

- Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.

- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести.

- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.

СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ В СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ СО СВЕРСТНИКАМИ ИЛИ ВЗРОСЛЫМИ:

«Брыкание». Ребенок ложиться на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

«Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.

Сделайте вместе с ребенком куклу «Бобо». К старой подушке пришейте руке и ноги, из кусочков ткани сделайте «лицо». Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

«У вас застенчивый ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

Чаще всего застенчивость – результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.

Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.

!Помочь ребенку преодолеть застенчивость нужно, пока он еще маленький, ведь с возрастом, такое поведение может закрепиться, стать стилем поведения в жизни.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ: 

- Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.

- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

- Постоянно укрепляйте ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых бы застенчивому ребенку пришлось вступать в контакт с «чужим» взрослым.

СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:

- Во время утренней гимнастики выполняйте различные упражнения, подражая животным: потянуться, как кошка, вытянуть шею, как жираф и т. д. Такая игра способствует раскрепощению.

- «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

- «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени.

Например: Марина – морская сказка о девочке, живущей в море. 

Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.

«У вас конфликтный ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

* Возможно конфликтность – следствие эгоистичности ребенка. Если дома он – центр внимания и малейшее его желание исполняется, то ребенок ждет такого же к себе отношения и со стороны других детей. Но не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

* Возможно ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.

* Возможно ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

 

! Конфликтное поведение ребенка – это сигнал, что и с вами, уважаемые родители что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ: 

- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.

- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.

- После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.  

СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:

- Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.

- С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.

«У вас замкнутый ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

 В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться.

* Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойство, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями уклада жизни.

* Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

! Замкнутость не пройдет по взмаху «волшебной палочки». Приготовьтесь к длительной работе, которая будет проходить в ходе вашего общения с ребенком.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАМКНУТЫМ РЕБЁНКОМ: 

- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

-  Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.

- Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнуты и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.

СОВЕТУЕМ ПОИГРАТЬ:

- «Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.

- Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно говорить, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т. д.

- «Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять и закончить фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…).

- Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.

- Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.

- Любые сюжетные игры. «Как будто…».  Например, представь, как будто тебя пригласили на передачу «Поле чудес».

«У вас беспокойный ребенок»

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИЧИНЫ:

* Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появились неожиданно, и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:

* Кризисный возраст (6 – 7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока еще не очень хорошо получается.

* Недостаточно сильно развито торможение. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение поддается тренировке (начиная с 5 – 6 лет).

* Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить эмоцию.

* Неблагоприятные отношения внутри семьи, которые ребенок сильно переживает, и накопленное напряжение, выплескивающееся в своих эмоциональных реакциях.

! Управлять сложным миром эмоций даже взрослому подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля. Наберитесь терпения.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С БЕСПОКОЙНЫМ РЕБЁНКОМ: 

- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудиться, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно, а что нельзя, согласуйте это со всеми членами семьи.

- Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.

- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.

- Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоиться, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

СОВЕТУЕМ:

- Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем как они проявляются.

- Научите вашего малыша расслаблять мышцы, часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.

- Во время чтения сказок, любых совместных игр попросите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.

- Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Единые цели и разные подходы к развитию речи в семье. Подготовка ребенка к школе"

Доклад по развитию речи., в котором приведены дидактические игры, упражнения, памятка для родителй при подготовке ребенка к школе. Как правильно готовить руку к письму, воспитывать усидчивость и внима...

Разные дети – разные реакции

1. Приветствие.2. Вступительная беседа.Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Зачастую родители предъявляют к своему ре...

Разные дети - разные игры

Презентация «Игры на развитие ПФ»...

Семинар –практикум для родителей «Игрушки детям разные нужны, для развития детей они важны!»

Семинар –практикум для родителей«Игрушки детям разные нужны,для развития детей они важны!»...