Главные вкладки

    Как научить ребенка соблюдать правила. (О правильном понимании наказания).
    консультация по теме

    Васильченко Ольга Владимировна

    Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту – свой подход. Воспитать зрелую личность, ни разу не наказав ребенка – утопия. Наказание – необходимый процесс воспитания, утверждают психологи. Но  что такое наказание и каким оно должно быть для ребенка?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_o_pravilah.docx223.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАК НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ЕГО ПСИХИКИ

    Воспитать зрелую личность, ни разу не наказав ребенка – утопия. Наказание – необходимый процесс воспитания, утверждают психологи. Но как наказывать правильно?

    Ребенок, чьи родители за малейшую провинность бьют его, угрожают отдать злому дяде, заставляют часами стоять в углу или устраивают молчаливые бойкоты, как правило, обречен на несчастливое детство. Такой малыш почти наверняка будет страдать от заниженной самооценки, недоверия к миру, ощущения, что он лишний и нелюбимый. По сути, такое наказание детей не имеют ничего общего с воспитательным процессом. Это банальная жестокость.

    Не лучше и другая крайность – полная вседозволенность. Если ребенок уверен, что он может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш тоже зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.

    Наказывать необходимо – в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.

    Почему дети не слушаются?

    Для того чтобы понять, что можно, а что нельзя, ребенку необходимо попробовать на прочность окружающие его границы, в частности пределы родительского авторитета и терпения (ведь именно мама и папа устанавливают первые в жизни малыша правила). Так что детское непослушание нередко бывает вызвано желанием узнать: "А что изменится в мире, если я сделаю то или это?" или "Я знаю, что так поступать нельзя, но может быть, если очень хочется, то можно?"

    Особенно часто исследуют границы дозволенного дети, чьи родители непоследовательны в своих требованиях (например, вчера разрешили полдня играть на компьютере, а сегодня почему-то нет). Такие малыши попросту не знают наверняка, что им можно, а что нельзя.

    Бывает и по-другому. Порой ребенок ведет себя так, словно задался целью "достать" своих родителей. В некотором смысле так и есть, хотя мотивы у малыша иные, чем это представляют себе взрослые.

    "Дети (особенно это касается дошкольников) не делают что-либо назло, из чистого желания причинить другому боль, – отмечает семейный психолог Светлана Ройз. – Ребенок демонстративно долго копается, когда нужно быстро собраться в садик, или намеренно выворачивает тарелку каши себе на свитер? Он делает это не для того, чтобы обидеть маму или папу. Зачастую бунтарское поведение – это неумелая попытка привлечь к себе внимание.

    Неосознанно ребенок руководствуется таким мотивом: "Пусть лучше мама рассердится и отшлепает меня, чем будет вести себя так, словно она вообще не замечает моего существования". Если малышу не хватает родительского тепла и участия, плохое поведение может оказаться единственной возможностью вызвать у мамы или папы ярко окрашенную эмоциональную реакцию".

    Однако, прежде, чем наказывать, нужно обязательно убедиться в справедливости наказания. Ребенок может также капризничать, потому что голоден, устал, хочет спать или заболел. У него могут также быть и другие причины упираться и вести себя вопреки установленным вами правилам. Если вы выяснили причину и сочли ее уважительной, согласитесь с ребенком, и проблема решится сама.

    Еще одна причина детского непослушания – нервное перенапряжение. Современные детки перегружены обилием информации. Это и всевозможные кружки раннего развития, и агрессивные мультики (компьютерные игры).

    Ребенок сердится, кричит на вас, сучит ногами, кусается и со злостью разбрасывает игрушки. Научите его, как можно по-другому выразить свои негативные чувства: попинать подушку, порвать старые газеты.

    Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту – свой подход

    Далеко не всегда мягкие увещевания и разъяснения приводят к нужному результату. Порой только через наказание ребенок может усвоить те или иные правила и нормы поведения.

    "Важный нюанс: наказание – это последствие нарушения правила, о котором ребенок знал заранее, – говорит Светлана Ройз. – Иными словами, нельзя наказывать малыша за то, что он стащил у своего товарища игрушку, если прежде вы ему не объясняли, что чужие вещи без спросу брать нельзя. Важно, чтобы родительская реакция была адекватна проступку и возрасту ребенка.

    К примеру, до того момента, как кроха не стал говорить о себе "Я" (обычно это происходит в 2-2,5 года), он не соотносит наказание со своей личностью. Гиппокамп (часть головного мозга), ответственный за нашу биографическую память, начинает активно работать лишь на третьем году жизни. Только с этого времени ребенок способен запомнить, что тот или иной проступок приводит к наказанию. Конечно, это не значит, что малютке следует позволять драться и щипаться. Но наказывать за это двухлетнего карапуза просто не имеет смысла. Остановите ручку ребенка, мягко переключите его внимание на что-то другое".

    "Приблизительно до пяти лет действия ребенка – это прежде всего подражание, – добавляет Валентина Антощенко. – Если трех-четырех-пятилетний малыш, к примеру, вытащил деньги из вашего кошелька, это не значит, что он украл их. Скорее всего, он просто копирует то, что где-то увидел. Не обязательно в семье (хотя чаще всего дети "отзеркаливают" поведение родителей) – возможно, он увидел схожую сцену по телевизору или на улице. Просто задумайтесь: где и у кого малыш мог позаимствовать подобный стиль поведения?"

    Как наказывать ребенка без вреда для его психики: важные правила

    Цель наказания – помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста чада, соблюдать ряд правил.

    Холодная голова…

    Когда вы наказываете сына или дочку, в вас самих не должны бурлить эмоции. Конечно, это правило не всегда просто осуществить на практике. Методы вроде "сосчитать до десяти" и "выйти в другую комнату и успокоиться" действительно работают. Вначале разберитесь со своими собственными чувствами и только после этого совершайте какие-либо действия.

    …и горячее сердце

    Хорошо, если отношение "с любовью в сердце" станет основополагающим мотивом любых ваших действий по отношению к малышу (и наказания в том числе). Это не просто красивые слова, и опыт практикующего психолога тому подтверждение: "Когда ко мне на прием приводят маленьких деток и речь заходит о наказаниях, очень многие крохи говорят, что самое страшное для них – это не ремень, стояние в углу или лишение каких-то удовольствий, а… злые мамины глаза".

    При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.

    Задай себе пару вопросов

    Унять шквал эмоций и выбрать верную линию поведения помогут два мини-теста. Если чувствуете, что вот-вот сорветесь, приостановитесь и спросите себя: "Почему я это делаю? От бессилия? Усталости? Раздражения на мужа?". Второй тест: представьте, что на месте вашего сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для вас взрослый человек – муж, мама или подруга; в) вы сами. Позволили бы вы себе в этом случае поступить так, как собираетесь?

    Поступок, а не личность

    Критикуйте плохое поведение, а не самого ребенка. Скажите: "Я наказываю тебя за то, что ты обзывал других детей плохими словами". Избегайте нелестных характеристик в адрес личности сына или дочери (неряха, лентяй, плохой ребенок).

    Ребенок должен знать, за что его наказывают

    Следует четко озвучить малышу, что именно привело к наказанию. Помните: нельзя наказывать за чувства (за то, что ребенок обиделся, разозлился и т. д.), ведь каждый из нас имеет право на любые переживания. Другое дело, как мы эти чувства выражаем. Например, малыш на что-то обиделся или разозлился и в сердцах бросил тарелку на пол, вы можете сказать: "Я понимаю, что тебе было обидно, но портить имущество в нашей семье не разрешается". Не стремитесь любой ценой унять детские слезы. Ведь плач – это естественный выход эмоций и гормонов стресса. И хорошо, когда этот выход есть! Если вы не будете позволять малышу выплакаться, когда он этого хочет, в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы с умением выражать свои истинные чувства.

    Также поинтересуйтесь у ребенка, считает ли он сам, что заслуживает наказания за свое поведение? И что бы он сделал на вашем месте? Это поможет взглянуть ему на свой поступок со стороны. Старайтесь не ставить ребенка перед фактом, давайте ему право выбора. Если есть возможность, уступите ребенку.

    Временные рамки

    Важно, чтобы ребенок знал, сколько будет длиться наказание. Формулировки "не получишь больше сладкого" или "отныне ты не будешь смотреть мультики" абсолютно неприемлемы! Малыш может решить, что запрет распространяется на всю его дальнейшую жизнь – согласись, это слишком сурово и к тому же нереально. И потом, когда спустя какое-то время вы забудете о случившемся и сами же угостите кроху лакомством или включите его любимый мультик, ваш родительский авторитет в его глазах может пошатнуться.

    Так же наказание должно быть недолгим по времени. Если вы запретите неделю смотреть мультфильмы, то уже на следующий день малыш не будет связывать ваш запрет с собственным плохим поведением или проступком.

    Наказывать нужно незамедлительно. Дети имеют очень смутное понятие о времени. Если вы обещаете наказать «когда вернемся домой», то по возвращению лучше не наказывайте вовсе. Малыш уже забыл, за что вы собирались его наказать, и сочтет ваши действия несправедливыми. При этом наказание связывайте с самим проступком. Если ребенок сделал шкоду дома, сразу  посадите его на стул, например, а не отменяйте поход в цирк.

    Наказание должно быть реально осуществимым. 

    Когда вы обещаете, что за непослушание может «забрать Бабайка», а в итоге этого не происходит, то малыш будет знать, что ваши обещания – пустые слова, и вам можно не верить.

    Ритуал примирения

    Выработайте какое-то символическое действие, которое будет знаменовать окончание срока наказания. Это может быть, например, детский стишок: "Мирись-мирись-мирись и больше не дерись!" Кстати, неспроста детки, мирясь, сплетают мизинчики: на мизинце находятся биологически активные точки, напрямую связанные с сердцем!

    Запрещенные приемы: как нельзя наказывать ребенка

    В вопросах наказания существуют табу. Каким бы ни был проступок ребенка, ни в коем случае не позволяй себе унижать или запугивать малыша. Недопустимо лишать кроху удовлетворения его физиологических (сегодня ты ложишься спать без ужина) и эмоциональных (я теперь с тобой не разговариваю) потребностей. Игнорирование – вообще едва ли не самый страшный вид наказания для ребенка. В этом случае родитель словно направляет малышу посыл: "Тебя для меня не существует, тебе нет места в моей жизни". Нельзя угрожать ребенку: "Будешь плохо себя вести – отдам тебя бабаю" (кроха воспринимает это как "ты мне не нужен").

    Венгерский писатель и психолог Домокош Варга в книге "Радости родительских забот" писал: "Хотел бы предостеречь родителей от заранее объявленной порки. Еще куда ни шло иной раз по горячим следам шлепнуть ребенка по попке, если уж другим способом с ним не совладать. Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания – это уже заранее обдуманная жестокость".

    Также наиболее частая реакция человека сильно рассерженного или напуганного - крик. Если в семье крик – это способ наказания, то скорее всего ребенок в возрасте 3 лет привык к этому методу наказания настолько, что даже уже не реагирует на него. Взрослые голос срывают, а ребенок даже ушами не пошевелит. Приберегите окрик для особо опасных моментов, когда нужно, чтобы малыш немедленно прекратил опасное поведение или действие. С более взрослыми детьми нужно действовать по-другому: покажите ребенку, что вы воспринимаете и разговариваете с ним на равных, объясните доступно, почему опасно (плохо, некрасиво) вести себя подобным образом, апеллируя к его сознательности.

    Ставить ребенка в угол – тоже не лучший вариант. Ведь в положении стоя малыш пребывает в напряжении, а значит, не может расслабиться и спокойно обдумать свой проступок и найти выход из ситуации. Намного более эффективен способ, принятый в вальдорфском детском садике, где работает Валентина Антощенко: "Когда кто-то из малышей начинает шалить, я говорю: "Пойди, пожалуйста, сядь на диван в дальнем углу игровой комнаты. И когда ты успокоишься, придешь ко мне и скажешь". Проходит время, ребенок подходит и говорит: "Я знаю, что теперь нужно сделать". – "Что?" – "Извиниться" (собрать разбросанные игрушки, помочь нянечке убрать разлитый суп и т. д.). Такой способ позволяет, с одной стороны, нейтрализовать шалуна, а с другой, дает малышу шанс самому разобраться в ситуации.

    Согласитесь, это умение намного ценнее, чем привычка действовать по придуманному кем-то шаблону".

    Самое главное наказание для ребенка должно быть: «Как ты это исправишь?» Маленьким детям, впервые оказавшимся в сложной ситуации, необходимо подсказывать правильный выход из нее, детям постарше необходимо давать время на раздумье, чтобы они сами могли прийти к верному решению.

    Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение:

    1. Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением;
    2. Наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись.
    3. Снятие вины.

    То есть само наказание должно снять вину. Так в наказании усматривается момент справедливости. Ведь при любом наказании ребенок должен знать, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, но в данной ситуации он поступил неправильно.

    Наказывай без свидетелей

    Наказывать кроху лучше наедине. Во-первых, это не травмирует самооценку малыша. А во-вторых, если наказывать одного ребенка в присутствии другого, то страдает и тот карапуз, который наблюдает за происходящим. Он получает даже больший заряд агрессии, чем виновный, к которому применяются воспитательные санкции. Безусловно, это отразится на его психоэмоциональном состоянии.

    Поведение и наказание: игра по правилам

    Договориться заранее всегда лучше, чем "разруливать" уже произошедший конфликт. Для того чтобы в семье всегда царили мир и гармония, необходимо установить определенные правила поведения.

    Вообще же, непослушание легче предотвратить, чем пытаться потом исправить ситуацию. Поэтому попробуйте последовать следующим советам:

    1. Очень важно объяснять все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее. Обращайтесь к малышу дружелюбным тоном, когда объясняете, почему Вы запрещаете ему что-то. Вы увидите, что тогда у ребенка не будет возникать желание не слушаться Вам назло.

    2. Кроме того, запомните: должны быть категорические запреты - например, нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от обстоятельств - например, сейчас маме болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не так тихо).

    3. Ни в коем случае родители не должны сами нарушать установленные правила. Ведь Вы – пример для ребенка. Соблюдать правила должны все члены семьи.

    4. Важный момент – не забывайте про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста. Например, малыш бегает, прыгает и падает, соответственно, вымазывает одежду. Однако бегать и прыгать – это природные потребности растущего малыша.

    Минимум запретов

    Ограничений не должно быть слишком много. Они должны касаться лишь тех моментов, которые действительно важны для вас в поведении детей. Старайтесь предоставлять свободу там, где это возможно. Ребенок вполне может сам решить, какую игрушку он возьмет с собой в садик и кофточку какого цвета сегодня наденет.

    Единые стандарты

    Если мама кричит, папа ставит в угол, а бабушка лишь улыбается в ответ на детскую шалость, то плодов такая тактика не принесет, а лишь вынудит ребенка вести себя по-разному с каждым членом семьи, заранее предвидя реакцию каждого. Важно, чтобы у всех членов семьи были единые требования к ребенку. И будьте готовы удерживать границы дозволенного и применять санкции в случае их нарушения.

    Одни правила для всех

    Правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он не ел перед телевизором, если это делаете вы сами.

    Творческий подход

    Вместе с ребенком нарисуйте на листах бумаги "напоминалки", касающиеся самых важных правил. Например, вы можете изобразить чашку с ножками, направляющуюся к раковине, и повесить этот рисунок над обеденным столом. После еды вам будет достаточно указать на плакат – и малыш вспомнит, что следует отнести грязную посуду в раковину.

    Гибкая система

    Правила следует время от времени пересматривать и корректировать, ведь они призваны не управлять вашей жизнью, а сделать ее легче и приятнее!

    C:\Users\1\Downloads\lifestyle-clipart-of-a-loving-caucasian-family-snuggling-on-a-chair-by-bnp-design-studio-1307.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместный спортивно-музыкальный досуг «Родители - дети», проведенный в рамках акции «Мама, научи меня соблюдать Правила Дорожного Движения»

    Цель:  развивать мыслительную деятельность детей;  продолжать формировать культуру поведения в условиях дорожного движения; стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обесп...

    Круглый стол для педагогов «Научи ребенка соблюдать правила дорожного движения»

    Безопасность на дороге зависит от знаний правил дорожного движения....

    Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать.

    Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать.Четкий распорядок дня — начало начал. Важный пример для подражания. Групповые игры по правилам. Все м...

    Как научить детей соблюдать Правила дорожного движения.

    Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорож...

    Консультация для родителей "Как научить ребёнка соблюдать правила дорожного движения"

    Обратить внимание родителей на правила поведения на дорогах!...

    Круглый стол для педагогов «Научи ребенка соблюдать правила дорожного движения»

    Круглый стол посвящается повышению уровня образования педагогов по вопросам охраны безопасности жизнедеятельности участников дорожного движения....

    К научить ребенка соблюдать правила ПДД?

    Лучше всего ребенок запоминает информацию, если играет, поэтому если хотите чтобы он запомнил, поиграйте с ним. Улица для ребенка – это мир привлекательных для него явлений, насыщенный инте...