Главные вкладки

    Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе
    материал (подготовительная группа) на тему

    Юрьева Юлия Евгеньевна

    § Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

     

    § Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

     

    § Анализ стереотипов родительского поведения.

     

    § Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx118.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе.

    Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.

    Задачи:

    • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

    • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

    • Анализ стереотипов родительского поведения.

    • Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.

    «Будущая учёба ребёнка в школе - прекрасная возможность быть и считаться взрослым» - высказывание психолога Н. Свибильской.

    Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, который волнует всех родителей будущих первоклашек, а как мы с вами все знаем с сентября 2016 года, наша группа называется подготовительная к школе, и данная тема родительского собрания очень актуальна, вопрос: «Что значит ребёнок готов к школе?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребёнка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка к школе просто необходима, но её недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее всего развивать познавательную активность будущего ученика.

    Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

    Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умение и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребёнок – прежде всего ребёнок, который в результате опыта успешной деятельности, подкреплённой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.

     Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает серьёзные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у ребёнка чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительная модель поведения, сложившаяся у такого ребёнка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий.

    Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задачей дошкольного учреждения и задача родителей - это помочь ребёнку.

    -(ведущий и родители) В начале школьной жизни ребёнка чаще всего возникают трудности. Как Вы думаете какие (Предположительные вопросы родителей: ребёнок не старателен, не хочет выполнять домашние задания, не усидчив, быстро утомляется)

    - (ведущий) причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию. Ребёнок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость.

    Хорошо если родители готовят детей к тому, что учёба – это большой труд. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя :

    • «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
    •    «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
    • «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
    • «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
    • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

     «Вот пойдёшь в школу - там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет». Вопрос: «Какой должна быть позиция родителей в данном случае?

    Ответ: Для ребёнка учёба - праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появиться новая интересная работа, такая же, как у папы и мамы.

    Вопрос: «Как формировать у ребёнка нравственно-волевые качества?»

    Ответ: Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети имели доступные их возрасту трудовые обязанности. Несли ответственность за их выполнение. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить.

    Вопрос: «Как убедить ребёнка выполнять поручения?»

    Ответ: Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребёнка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьёзная ошибка. С одной стороны, подаётся пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. В детском саду перед занятиями по художественному творчеству дети сами раскладывают на стол все необходимые для этого принадлежности. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учёбе.

    Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведёт к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно - двигательную активность детей. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе. Дошкольное учреждение обязательно учитывает это, и при составлении сетки занятий на учебный год включают три раза в неделю физкультурные занятия, одно из которых проводится на свежем воздухе. Оптимизация двигательного режима, повышение двигательной активности до установленных показателей достигаются и на спортивных развлечениях, и на спортивных праздниках, эстафетах между группами.

    Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:

    • Физическое здоровье ребёнка.
    • Развитый интеллект ребёнка.
    • Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
    • Выносливость и работоспособность.
    • Умение ребёнка читать и считать.
    • Аккуратность и дисциплинированность.
    • Хорошая память и внимание
    • Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

    Познавательная готовность ребенка к школе.

     Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

    1) Внимание.

    • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

    • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

    • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

    • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

    2) Математика.

    • Цифры от 0 до 10.

    • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

    • Арифметические знаки: « », «», «=».

    • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

    • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

    3) Память.

    • Запоминание 10-12 картинок.

    • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

    • Пересказ  текста из 4-5 предложений.

    4) Мышление.

    • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

    • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

    • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

    • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

    • Складывать пазлы без помощи взрослого.

    • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

    5) Мелкая моторика.

    • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

    • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

    • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

    • Выполнять аппликации.

    6) Речь.

    • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

    • Понимать и объяснять смысл пословиц.

    • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

    • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

    • Различать в словах буквы и звуки.

    7) Окружающий мир.

    • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

    • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

    ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

    1. Своё имя, отчество и фамилию.

    2. Свой возраст (желательно дату рождения).

    3. Свой домашний адрес.

    4. Свой город, его главные достопримечательности.

    5. Страну, в которой живёт.

    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

    7. Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

    8. Домашних животных и их детёнышей.

    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

    10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

    11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

    12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

    13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

    14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)

    15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

    16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

    17.Различать гласные и согласные звуки.

    18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    19. Хорошо владеть ножницами  (резать полоски, квадраты, круги,

    прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

    20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

    22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

    23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

    Результаты предварительной диагностики.

    Уровень готовности к школе по тесту Керн - Йерасика.

    Тест Керна-Йерасика позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени.

    Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания, «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

    Тест Керна – Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.

    Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.

    При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается.

    Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п., это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.

    Задание 1.

    «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.

    Результат.

    тест Керна-Йерасика

    1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.

    2 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

    3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

    4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

    5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

    Задание 2.

    Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы.

    «Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

                                  Он ел суп.

     

    Результат.

    тест Керна-Йерасика

    1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

    2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

    3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

    4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

    5 баллов – каракули.

    Задание 3.

    «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».

    тестирование

    Результат.

    тест Керна-Йерасика

    1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

    2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

    3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.

    4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.

    5 баллов – каракули.

    Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.

    Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.

    6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.

    8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.

    Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

    Анкета

    Сведения о родителях

    Ребёнок Ф. И. О___

    Дата рождения___

    Мать: Ф. И. О___

    Год рождения___

    Образование___

    Место работы, специальность___

    ___

    Телефон___

    Отец: ФИО___

    Год рождения___

    Образование___

    Место работы, специальность___

    ___

    Телефон___

    Домашний адрес (по проживанию)___

    Телефон доверенного лица___

    Чем вы можете помочь нашей группе (подчеркнуть): сшить; связать; отремонтировать игрушки; принести бумагу (чистую для занятий, использованную с одной стороны для свободного рисования); распечатать: чёрно-белую печать, цветную печать; другое___

    ___

    Спасибо за сотрудничество!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе

    в помощь родителям будущих первоклассников...

    «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе»

    Родительское собрание в начале учебного года...

    «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе».

    Несколько советов для родителей. Как помочь будущему первокласнику подготовиться к школе....

    Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.

    «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».               ...

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе....

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе"

    Беседа «Виды готовности к школе» Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе Кризис 7 лет. Советы родителям будущих первоклассников Памятка для родителей будущих школьников. ...

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.

    Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе"...