Главные вкладки

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Беседа «Виды готовности к школе» Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе Кризис 7 лет. Советы родителям будущих первоклассников Памятка для родителей будущих школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx35.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в подготовительной к школе группе.

    Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.

    План собрания:

    Беседа «Виды готовности к школе»

    Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе

    Кризис 7 лет.

    Советы родителям будущих первоклассников

    Памятка для родителей будущих школьников.

    Ход собрания:

    Дорогие родители!

    1. Когда вы удовлетворяете любознательность детей, вы тем самым помогаете ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра и домашние занятия с детьми очень помогают в учебе. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
    2. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень — психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:

     Физическое здоровье ребёнка.

     Развитый интеллект ребёнка.

     Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

     Выносливость и работоспособность.

    Умение ребёнка читать и считать.

     Аккуратность и дисциплинированность.

    Хорошая память и внимание

     Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

    Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе»

    А) «Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе? »

    В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи.

    На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправлять.

    Б) «Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?»

    Не более 20-30 мин, если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.

    В) «Если  ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»

    Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин.

    Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям.

    Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление  ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

    Г) «Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать? »

    Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит.                                                                     Старайтесь переключать ребенка с одного деятельности на другой, предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:

    -   он кого-то обидит;

    — его кто-то обидит;

    — у него что-то заболит;

    — он потеряет какую–то вещь;

    — он не поймёт, как выполнить задание и т.д

    Д) «Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?»

    Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника, т.е. стремление ребенка стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.                           Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на учебу в школе.

    Е) «Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?»

    Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость.  Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.

    Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

    Потому что у него недостаточно развита воля. Управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.

    Ё) «В чём различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?»

    При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся деловыми. Тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.

    Ж) «Могут быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?»

    Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И твердо придерживаться относительно принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так как взрослый. Поэтому лучше смотреть программу вместе с ребенком и обсуждать впечатления от увиденного.

    З) «Почему все дети неодинаково овладевают чтением, письмом?»

    Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются.

    Причин этому много, но главная — у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности.

    К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов.

    Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски цветной бумаги разного цвета и размера и с их помощью учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об увиденном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем возрасте становятся основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

    Кризис 7 лет

    Кризис 7 лет обычно совпадает с периодом в жизни ребенка, когда он идет в школу.Это кризис  саморегуляции,  напоминающий  кризис 1 года.

    Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый,  он  вдруг  начинает предъявлять претензии на внимание к себе,  поведение становится вычурным.

    С одной стороны, у него в  поведении  появляется  демонстративная наивность,  которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность.

    С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

    Любой старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому. Если потребность в уважении не будет удовлетворена,  то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).Уважаемые родители наберитесь терпения, будьте внимательны к своим детям и просто любите их!

    Каждому из родителей выдаётся информация:

     4.ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

     Своё имя, отчество и фамилию.

     Свой возраст (желательно дату рождения).

     Свой домашний адрес.

     Свой город, его главные достопримечательности.

     Страну, в которой живёт.

     Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

     Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

     Домашних животных и их детёнышей.

    Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

     Транспорт наземный, водный, воздушный.

     Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

     Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

     .Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

     Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)

     Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

     Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

     Различать гласные и согласные звуки.

     .Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

    Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

     20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

     22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

     23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

    1. Памятка для родителей, будущих школьников

     В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо

    — уметь четко произносить все звуки речи;

    — уметь интонационно выделять звуки в словах;

    — уметь выделять заданный звук в потоке речи;

    — уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

    — уметь произносить слова по слогам;

    — уметь составлять предложения из 3-5 слов;

    — уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

    — уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк — это животные);

    — уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

    — уметь составлять несколько предложения: о предмете;

    — различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

    — уметь наизусть читать любимые стихотворения;

    — знать автора прочитанного стихотворения;

    — уметь последовательно передавать содержание сказки.

    К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

    — знать цифры от 0 до 10;

    — уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;

    — уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

    — знать знаки  +,  -,  =,  <,   >;

    — уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);

    — уметь соотносить цифру и число предметов;

    — уметь измерять с помощью линейки;

    — уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    — знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;

    — уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

    — уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между»,  ориентироваться на листе.

    В области представления об окружающем мире

    будущему первокласснику необходимо:

    — уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

    — уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)

    — уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);

    -иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

    — знать названия 1-3 комнатных растений;

    — 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.

    — знать названия всех дней недели, времена года, месяца.

    Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

    — в какой стране он живет, в каком городе,  свой домашний адрес;

    — своё имя, отчество, фамилию;

    — свой возраст (желательно дату рождения);

    — фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;

    — звать правила поведения в общественных местах и на улице.

    После прочтения предлагается родителям оценить готовность своего ребёнка к школе. На столах лежат цветные жетоны(жёлтый – ребёнок полностью готов к школе, зелёный –средний уровень готовности, чёрный – ребёнок совсем не готов к обучению в школе).воспитатель фиксирует ответы и знакомит родителей с результатами диагностики в целом по группе.(См. приложение).Каждому из родителей лично в руки выдаются результаты диагностики его ребёнка, родители приглашаются на индивидуальную консультацию по желанию.

    Малыши очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

    • «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

     

    • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
    • «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
    • «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
    • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

    Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

    Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному».Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

    Подведение итогов родительского собрания. Каждый участник родительского собрания получает карточку, в которую вписывает совет психологу, воспитателю, другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической или афористической форме. В конце встречи можно предложить несколько советов родителям будущих первоклассников:

    • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
    • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
    • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
    • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
    • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

     

    • Приучайте ребёнка к самостоятельности.
    • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
    • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

    Предлагать  родителям домашними играми для подготовки ребёнка к школе. Например: «Наши с мамой секретные языки»,  «Синонимы – антонимы», кроссворды, загадки, «что лишнее» и т. д.

    Для этого можно воспользоваться книгами:

    Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своём ребенке. М., 1997.

    Виноградова Н., Журова Л.Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей Под редакцией А.Г .Хрипковой. М.,1992.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе

    в помощь родителям будущих первоклассников...

    «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе»

    Родительское собрание в начале учебного года...

    «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе».

    Несколько советов для родителей. Как помочь будущему первокласнику подготовиться к школе....

    Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе.

    «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».               ...

    Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе

    § Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. § Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе. § Анализ стереотипов родительского поведения. § Вырабаты...

    Консультация для родителей на тему: "Как родители могут помочь своим детям или зачем логопед дает домашнее задание?"

    Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том,...

    Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Учимся играя. Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

    Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития....