Дневной сон ребенка. Значение дневного сна для малышей второго и третьего года жизни
консультация по теме

Романова Ольга Юрьевна

 

 В любом возрасте сон является для человека одной из важнейших составляющих его биологических ритмов. При проведении научных экспериментов учеными-физиологами было установлено, что самый крепкий и здоровый взрослый может выдержать без сна только трое суток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnoy_son.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №31 г. Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Консультация для родителей

«Дневной сон ребенка. Значение дневного сна для малышей второго и третьего года жизни»

подготовила:

воспитатель  Романова Ольга

г.Лениногорск.

 В любом возрасте сон является для человека одной из важнейших составляющих его биологических ритмов. При проведении научных экспериментов учеными-физиологами было установлено, что самый крепкий и здоровый взрослый может выдержать без сна только трое суток. После этого он засыпает в любой ситуации, даже при воздействии на него самых сильных раздражителей. А какое значение имеет дневной сон для младенцев и малышей второго-третьего года жизни?

Особенности режима сна и бодрствования у младенцев

Новорожденный ребенок просыпается только тогда, когда хочет кушать, либо испытывает боль или сильный физический дискомфорт. Особенности строения его носоглотки позволяют ему сосать грудь даже в глубоком сне, не прекращая при этом дышать без опасений захлебнуться. Короткие эпизоды бодрствования составляют в общем от двух до четырех часов в сутки.

С каждым месяцем жизни продолжительность сна укорачивается. А во время бодрствования младенец уже не только кричит от голода, но и активно познает окружающий его мир. У четырех — пятимесячных малюток формируются так называемые суточные циркадные ритмы сна. Это значит, что они начинают засыпать в фиксированные часы после определенного интервала времени на прием пищи и игры. К году большинство детей спит дважды в дневное время по 1,5-2 часа и ночью около 10 часов.

На втором году жизни такой режим смены периодов сна и бодрствования сохраняется в среднем еще 6 месяцев. Затем малыш постепенно переходит на одноразовый дневной сон продолжительностью от одного до трех часов. Четких временных нормативов необходимого на сон времени для детей не существует.

Потребность в сне у каждого ребёнка индивидуальна.

Она зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья. Последствием перинатального поражения центральной нервной системы часто являются синдром повышенной нервной возбудимости, гиперактивность, поверхностный сон с пугающими сновидениями. Такие дети засыпают долго и спят очень мало. Ослабленные физическими недугами малыши обычно имеют продолжительный дневной сон и дольше спят днем два раза.

2. Особенность типа высшей нервной деятельности. Легко возбудимые дети обычно имеют трудности с засыпанием и более поверхностный сон, чем малыши-сангвиники или флегматики.

3. Наличие четкого режима дня. В любом возрасте дети гораздо быстрее засыпают и дольше спят тогда, когда не ломаются сформированные циркадные ритмы. Большое значение имеет также наличие привычного ритуала отхождения ко сну, когда за несколько минут до укладывания в кровать ребенок расставляет по местам игрушки, чистит зубы, слушает сказку или колыбельную песню. Этот ритуал формируется и поддерживается родителями.

4. Вид занятий малыша перед сном. Активные физические или интеллектуальные развивающие игры утомляют и перевозбуждают нервную систему малыша. Поэтому в течение часа до сна заниматься ими не рекомендуется. Предпочтение лучше отдать спокойным и уже известным ребенку занятиям, а также пешей прогулке на улице. Неблагоприятно на продолжительность и глубину сна влияют семейные конфликты, просмотр телепередач.

Значение дневного сна для детей до трех лет

1. Во сне вырабатывается гормон роста, благодаря чему малыши этого возраста прибавляют до 10 см в год.

2. Сон защищает центральную нервную систему от перевозбуждения. Это своеобразное защитное торможение помогает ребенку активно, но дозировано, воспринимать большие объемы информации одновременно от всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного) без вреда для его незрелой психики. Недаром основным проявлением усталости детей в возрасте до трех лет являются немотивированные капризы, агрессия и самоагрессия, возбужденный плач, хаотические движения.

3. В быструю фазу сна происходит переработка и запоминание полученной информации. Учеными доказано, что центры памяти в головном мозге функционируют тем лучше, чем больше продолжительность глубокого сна у ребенка.

4. Доказана взаимосвязь глубины и продолжительности сна с правильным развитием центральной нервной системы. Постоянно недосыпающие дети чаще страдают гиперактивностью с синдромом дефицита внимания. У них также выявляются в характере импульсивность и склонность к агрессии.

5. Сон защищает чувствительный организм малыша от целой группы соматических и нервных заболеваний: дискинезии кишечника и желчевыводящих путей, нейро-циркуляторной дистонии, энуреза, заикания, тиков.

Отказ ребенка в возрасте до трех лет от дневного сна очень редко является физиологической нормой, связанной с особенностями функционирования его высшей нервной деятельности. Такие дети обычно компенсируют отсутствие дневного отдыха длинным и крепким ночным сном не менее 12 часов. Поэтому если малыш начинает испытывать проблемы с засыпанием, родителям нужно в первую очередь постараться найти причину поломки его циркадных ритмов и устранить их. Правильная организация режима дня, спокойная обстановка в семье, отсутствие острых и хронических заболеваний, а в некоторых случаях и помощь врача-невролога или психолога помогут восстановить здоровый сон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образа Я,у детей второго и третьего года жизни.

Возрастной период до трех лет. У детей   раннего возраста интенсивно развиваются навыки  действия с окружающими их предметами. Это помогает  сформировать  у малыша «копилочку»...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИНаиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинаетпонимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постеп...

⦁ Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с детьми второго и третьего года жизни.

ДНИ НЕДЕЛИ          УТРЕННИЕ ЧАСЫ          ПРОВОДИТСЯ ПРОГУЛКА В  ВЕЧЕРНИЕ ЧАСЫ  ПРОВОДИТСЯ⦁ В утренние часы проводится утренняя гимнастика...

Презентация "Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни"

Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни...

"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...

Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни

Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....

Особенности развития детей второго и третьего года жизни

Целью данной консультации является знакомство родителей и педагогов с возрастными особенностями детей 2-3 лет. В статье мы изучим причины того или иного поведения у детей данного возраста; а так же ра...