Рекомендации для родителей подготовительных к школе групп
консультация (подготовительная группа) на тему
"Готов ли ваш ребенок к школе: психологические аспекты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx | 367.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Готов ли Ваш ребенок к школе: психологические аспекты»
Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете первых собеседований. Но все ли мы верно и точно понимаем, каким должно быть развитие ребенка, для того, чтобы он был успешен в школе, чтобы педагоги, психологи и логопеды сочли его, в достаточной мере, готовым к обучению в первом классе. Давайте еще раз обратимся к понятию именно психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Психологическая готовность - сложное образование, которое включает в себя все стороны детской психики, а именно развитие личности, учебные мотивы и волевые способности, уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, речи и воображения), а также уровень развитие произвольности и некоторых учебных способностей ребенка. Большинство родителей отдают приоритет в готовности ребенка именно развитию познавательных процессов и учебных способностей, а некоторые видят показатель готовности только в них. Давайте рассмотрим, каковы должны быть эти показатели у ребенка с высоким уровнем психологической готовности.
Итак, познавательные процессы. Они обеспечивают информационную основу деятельности, и уровень их развития обеспечивает понимание, быстроту и качество усвоения информации. В первую очередь оцените внимание своего ребенка. Оно должно быть устойчивым и произвольным. Это значит, что при объяснении и выполнении задания, ребенку не нужны дополнительные эмоциональные или игровые стимулы.
Он может самостоятельно работать в течение 7-10 минут, не утрачивая цель задания и не отвлекаясь.
Произвольность важна и при оценке графических навыков, когда выявляется, насколько ребенок может сконцентрировать свои внимание и волю на выполнении графического задания при контроле зрения.
Большое значение имеет развитие слуховой и зрительной памяти. При восприятии слов или зрительных образов (картинок), ребенок должен уметь не просто точно и в полном объеме повторить, что он увидел и услышал, но уметь использовать при запоминании логические способы. Например, запоминать объекты, в какой либо связи друг с другом или с помощью других объектов, которые помогут потом вспомнить ребенку то, что ему предлагалось для запоминания. Предложите ребенку запомнить 10-12 слов, делая при запоминании собственные рисунки к этим словам, а через час попросите, глядя на рисунки, вспомнить слова. Вы увидите, насколько точна, объемна и логична память будущего первоклассника.
Не менее значимо умение ребенка воспринимать геометрические фигуры и ориентироваться в пространстве листа. Многие дети хорошо знающие названия геометрических фигур и отлично различающие свою правую и левую руку, не могут различить треугольники расположенные, например, внутри шестиугольника и допускают ошибки в рисовании по клеткам под диктовку. Если ребенок испытывает трудности в таких заданиях, его зрительное восприятие отличается незрелостью.
Что касается речи, то здесь родители должны обратить внимание на ее внешнюю и внутреннюю стороны.
А именно, на связанность и последовательность речи ребенка, умение высказывать свои мысли, делать собственные умозаключения, отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать. Но, кроме того, важно определить различает ли ребенок речь на слух, слышит ли, сколько в предложении слов, сколько в слове слогов, звуков и какие они. Именно эта способность основа грамоты. Дети с нарушениями речи будут испытывать затруднения при письме и чтении.
Наконец, поговорим о мышлении. Оно должно быть образным, отвлеченным. Это значит, что понимание и анализ информации не всегда требует наглядности. К семи годам ребенок мыслит понятиями и способен обозначать некоторые из них символами. Это предпосылки логического мышления. Попросите ребенка объяснить некоторые понятия, например, болезнь или торжество. И вы увидите, сможет ли он объяснить их на существенные понятийные признаки или будет приводить несвязные разрозненные примеры.
Очень важный показатель готовности, связанный с познавательной сферой и учебными качествами, - это обучаемость. Под ней понимают способность ребенка принимать помощь в обучении со стороны взрослого. Некоторые дети категоричны или не чувствительны к помощи взрослого, что создает им трудности в общении и учебе. Ребенок должен понимать вид и форму помощи, откликаться и использовать ее в своей деятельности.
Еще одно из важнейших условий - это наличие учебных мотивов деятельности. Только тот ребенок, у которого сложилась потребность познавать, приобретать знания, не скажет через неделю-другую после 1 сентября, что ему надоело в школе, что он передумал туда ходить. В беседе с ребенком определите, насколько сильно его желание учиться, как он понимает необходимость учения, сложилась ли у него позиция школьника.
Многие родители недооценивают способность ребенка общаться, как показатель школьной зрелости. И напрасно. Успешность ребенка будет зависеть от того, насколько выражена его потребность в общении с людьми, от умения подчиняться традициям и правилам детского коллектива, налаживать контакты, адаптироваться к новым условиям, быть доброжелательным, проявлять уважение и сочувствие к другим, а также осознавать собственные успехи и неудачи в связи с общей целью.
Эмоционально-волевое развитие ребенка одна из черт его психологического портрета и условие успешности в школе. Зрелый первоклассник должен уметь поставить цель, принять решение, наметить план действий, реализовать его и оценить свои результаты.
Как видите, это не мало, и большинство современных детей не умеет этого. Они боятся трудностей и отказываются от цели. Как помочь ребенку, как сформировать эти качества и сделать его жизнь в школе активной и насыщенной, об этом в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР во время самоизоляции
Сейчас, во время карантина и самоизоляции, когда вы остались дома с детьми на продолжительное время, возникает вопрос: «Как организовать деятельность ребенка в течение дня?».Предлага...
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы на период самоизоляции по лексической теме "Насекомые"
Данный материал содержит полезные рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы.А именно, дидактические игры познавательной направленности, игры на развитие внимания, задания ...
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР...
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы на период самоизоляции
Данный материал содержит методические рекомендации для проведения с детьми дидактических и словесных игр; а также демонстрационный материал, который поможет сделать игру более увлекательной и доступно...
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы на тему: «Подготовка детей к школе»
Данный материал актуален для родителей,которые через год поведут своих детей в первый класс.Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя о...
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы №10 «Непоседы» «Мудрые мысли о питании»
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы №10 «Непоседы» «Мудрые мысли о питании» к проекту «Еда без вреда»...
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы "День Великой Победы"
Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы "День Великой Победы"...