Тренинг для родителей
статья (старшая группа) на тему

Борисенкова Елена Сергеевна

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению, а так же развитию речи.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Как проверить степень развития моторики рук у вашего малыша?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Тренинг

для родителей детей группы компенсирующей направленности

Тема

«Развитие мелкой моторики»

Подготовила:

Воспитатель

I квалификационной категории

Е.С.Борисенкова

Сентябрь 2015

Цель:

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
  • Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики (самодельные и фабричные игры и пособия)
  • Организация сообщение для родителей по теме: «Воспитание здорового, всесторонне развитого и подготовленного к школе ребёнка с использованием современных методик».

Задачи:

  • Расширение активного словаря.
  • Развитие внимания, мышления, памяти.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Участники:

      Воспитатель, родители и дети

Материалы на выставке представлены по следующим разделам:

пальчиковый театр;

 – шнуровки;

 – игры;

 – пирамидки и матрешки;

 – книги, пособия, картотеки;

 – волчки.

Материал и оборудование:

    Карандаши, лист бумаги зеленого цвета, тарелочки на которых находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

Воспитатель: Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению, а так же развитию речи.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. Как проверить степень развития моторики рук у вашего малыша?

Задачу развития мелкой моторики у детей успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковую гимнастику, упражнения с карандашом, мячами, кольцом, ладошками, с карандашами, с мячами, выполнение фигурок из пальцев, графические навыки, ориентировка в пространстве, ручная умелость, работа с мелким материалом, счетными палочками, фольгой.

В ходе занятий детям предлагается поиграть с пальчиками. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Пальчиковая гимнастика, упражнения способствуют развитию мелких мышц пальцев, кисти, подготавливают руку к рисованию, письму.

Воспитатель: Рассмотрите предметы, находящиеся на столе.

 – Сегодня мы с вами будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками.

1. Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

Приготовьте, пожалуйста, руки (дети и родители  ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).

В гости к пальчику большому

 Приходили прямо к дому

 Указательный и средний

 Безымянный, и последний

 Сам мизинчик-малышок

 Постучался о порог.

 Вместе пальчики друзья –

 Друг без друга им нельзя.

 На первую строчку – выставить вверх большие пальцы, на вторую – соединить под углом кончики пальцев обеих рук, на третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую кулачки стучат друг об дружку. На последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

2. Игра с карандашом

Упражнение №1

 Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2

 Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3

 Зажмите карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место.

Упражнение №4

 Дети положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.

Упражнение №5

 Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

Воспитатель: Предлагаю всем отдохнуть.

3. Физкультминутка

Буратино потянулся,

 Раз нагнулся, два нагнулся.

 Руки в стороны развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать

 Нужно на носочки встать.

4. Выполнение фигурок животных из пальцев рук

(Конструируя из пальцев различные предметы и объекты., дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.д. Родители отгадывают.)

Кошка

А у кошки ушки на макушки

 Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

 (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки

 Из кустов они торчат.

 Он и прыгает и скачет,

 Веселит своих зайчат.

 (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).

Колокольчик

Колокольчик все звенит –

 Языком он шевелит.

 (Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).

Воспитатель: При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, фигурки выполняются как левой, так и правой рукой. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то можно усложнить: разыгрывать небольшие сценки, короткие рассказы, с сопровождением построения фигурок их кисти и пальцев рук. При хорошей фантазии детей можно придумывать и рассказывать сказки, которые можно сопровождать фигурками из пальцев рук.

Сказка «Приключение зайки»

(Обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных из пальцев рук, которые были ранее освоены).

 Жил-был возле леса на полянке, где росли красивые цветы, заяц. Ему было очень скучно, и он пошел искать друга. В лесу он встретил другого зайчика. На их беду в лес прибежал волк - зубами щелк. Убежали зайцы, спрятались, и думают, что им сделать. И решили они построить дом. Посмотрели зайцы, что волка нет и пошли в лес. Они пилили, рубили, молоточком колотили и построили себе дом, а в доме стол, стул, кровать и крепкий замок. Прибежал на стук волк - зубами щелк, посмотрел на дом зайцев и убежал прочь. А зайцы стали жить - поживать и добра наживать.

Воспитатель: Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и дает предпосылку к письму.

5. Ориентировка в пространстве и на листе

– Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочки на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

– Положите по середине листа, вертикально одну счетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.

– Что получилось? (Елочка)

 – Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)

– В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолен.

 – Как вы думаете, что получилось? (Цветок)

 – Сколько фасолен вы использовали для цветка? (Шесть) – Сколько фасолен белого цвета? (Пять)

 – Сколько фасолен черного цвета? (Одна)

 – Пять плюс один – будет шесть.

– В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.

 – Дети, что получилось? (Гриб)

– В верхнем правом углу положите пять горошен.

 – На что похоже? (Солнце)

– В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)

 – Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)

Воспитатель: Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

(Родителям раздаются памятки « Разнообразные игры»)

    Игры с пальчиками

Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой:

Этот пальчик большой -

 Это папа дорогой.

 Рядом с папой - наша мама.

 Рядом с мамой - брат старшой.

 Вслед за ним сестренка -

 Милая девчонка.

 И самый маленький крепыш -

 Это славный наш малыш.

 Вот вся семейка.

      Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами развивает мелкую моторику.

 Увлекательно проходит игра со спичками:

 - можно выкладывать узоры по образцу;

 - по памяти;

 - придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

    Упражнение «Разноцветные  прищепки».

 Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например  к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус.

 Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Ежик вырос в десять  раз ,

 Получился дикобраз.

       Игры с бусинками.

 Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».

        Игра «Мозаика»

 Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

        Картины из круп и макарон (гречка, просо, фасоль, рис, горох, семечки).

 Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.

На крупе рисую горы, лес дремучий, а потом

 нарисую выше тучи,  дом, в котором мы живем.

Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить- получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.

       Игры – шнуровки.  

 Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в  картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно  протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно  усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

На глазах слезинки -ведь свои ботинки

 Шнуровать не может маленький Сережа.

 Ты не плачь Сережа, пальчики шнуровка развивает ловко.

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...

консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»

Игровые тренинги для родителей и детей могут  помочь  взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....

Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...