РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ВВОСПИТАНИИ ПОЗИТИВНОГО РЕБЕНКА
консультация на тему

Русских Вера Ивановна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ВАЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семейного общения в воспитании позитивных детей»

 В наш век высоких технологий актуальным становится живое общение между людьми.  поэтому  хочу обратить ваше внимание на роль семейного общения в воспитании ребенка.

 Общение является важнейшим фактором развития человека. Оно помогает созидать что-то новое, взаимодействовать в совместной деятельности. Общение формирует и изменяет психологический облик человека. Давно замечено, что даже животные, с которыми человек часто общается, более умные, чем те которые лишены такой возможности. В процессе общения человек познает и утверждает свои способности. Потребность в общении человек  удовлетворяет  прежде  всего в семье. Только в семье ребенок чувствует себя счастливым.

Именно в семье ребенок получает модель поведения. В конфликтных семьях у детей наблюдаются: нервозность, агрессивность или плаксивость, обидчивость,. Формируется низкая самооценка, недоверие к людям, отрицательное отношение к родителям. И как результат в дальнейшем очень часто не складывается их взрослая личная жизнь.

Ребенок испытывающий недостаток общения как правило отстает от общего уровня развития, чаще других болеет. С первыми серьезными трудностями он сталкивается в школе. Ему трудно дается учеба, наблюдаются различные нарушения в поведении такие, как отсутствие самоконтроля, двигательная расторможенность, повышенная утомляемость. Все это формирует негативизм к школе и обучению вообще. Хроническое чувство не успешности приводит к тому, что в качестве альтернативного варианта ребенок выбирает уличную компанию. В подростковом возрасте наблюдаются такие негативные последствия, как алкоголизация, наркомания, различные психические расстройства.

.Нам, взрослым, нужно помнить, что сам ребенок не способен обеспечить себе условия для нормального развития.  Поэтому наша задача и обязанность, как родителей – обеспечить эти условия.

Всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи.

К сожалению, не у всех родителей хватает терпения и родительской мудрости. Вместо помощи ребенок получает бесконечные наказания. Появляется риск жестокого обращения. Что такое жестокое обращение?

*Жестокое обращение-это действия или бездействия, которые наносят вред здоровью или развитию ребенка;

*действия-все виды насилия (физическое, сексуальное, психологическое);

*бездействия- пренебрежение нуждами ребенка.

Факторы, определяющие вред от жестокого обращения:

-возраст ребенка (чем меньше возраст, тем больше вред)

-состояние здоровья и развития (у ребенка с трудностями в развитии  в результате нанесенного вреда появится больше трудностей и отклонений)

-психологические особенности ребенка (у тревожного ребенка больше страхов)

-время (чем больше времени, тем больше вреда)

-частота наказаний

-отсутствие поддержки со стороны других взрослых

 

Бытует мнение среди некоторых родителей, что физические наказания приносят пользу- ребенок исправляет свое поведение.

 Как наказания переходят в жестокое обращения?

Стадии физического наказания

1

2

3

4

Шлепки, угрозы «р»

Шлепки, угрозы «р»,

Применяется ремень, более тяжелые наказания

Формирование представления «Мой ребенок-плохой»

Ребенок наказывается по любому поводу и без («козел отпущения»)

Родитель сочувствует ребенку

Отказ в сочувствии

Родитель теряет контроль.

Появляются травмы.

Травмы

На первой стадии- шлепки и угрозы применения ремня, к которым ребенок постепенно привыкает.

 И если поведение ребенка не меняется-родитель вынужден применять более тяжелые наказания. Родитель злится, чувствует свою беспомощность и отказывает в сочувствии ребенку, считая, что ребенок делает ему назло. Так наступает вторая стадия.

Если родитель не останавливается, у него появляется привычка применять физическое наказание. И так как поведение ребенка не меняется, то у родителя формируется представление, его ребенок «плохой». Появляется чувство беспомощности и взрослый теряет контроль над собой, может не рассчитать силу удара и причиняет ребенку травму. Это третья стадия развития жестокого обращения.

 После этого ребенок наказывается все чаще (по поводу и без него), в результате этого получает бесконечные травмы.

Может лучше вовремя остановиться? Ведь можно обойтись и без наказаний.

 Рассмотрим Принципы позитивного семейного общения:

1.Безусловно принимать ребенка- значит любить его таким, какой он есть;

2.Не стоит замечать каждую ошибку ребенка;

3.Подбадривать и поддерживать самостоятельность;

4.Оказывать помощь, если он просит;

5.Интересоваться занятиями и увлечениями ребенка;

6.Выражать свои чувства словами и учить этому ребенка;

7.Правила (требования) согласовывать между взрослыми;

8.Запреты сообщать лучше в дружественно-разъяснительном тоне;

9.Иметь запас больших и маленьких праздников, занятий, семейных совместных дел.

Существуют 4 основных причины серьезных нарушений поведения детей:

1. Борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое необходимо для нормального эмоционального благополучия, то он находит свой способ –непослушание.

2.Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки и власти.

3. Желание отомстить.

Причины детских обид: несправедливое наказание, невыполненное обещание, развод родителей, ревность к младшему ребенку и другие.

4.Потеря веры в собственный успех.

Причины: многочисленные неудачи и постоянная критика

Что нужно делать родителям, чтобы помочь ребенку исправить поведение:

* понять причину нарушения

*перестать реагировать на непослушание прежними способами

*перестать требовать умное поведение

*организовать совместную деятельность

* отставить критику в адрес ребенка

*найти способ поощрения даже за самый маленький успех

*набраться терпения – ребенок не изменит своего поведения в одночасье.

Родителям нужно помнить, что в число «трудных» детей обычно попадают не «худшие», а особенно чувствительные и легко ранимые. И поэтому они нуждаются только в помощи, а не в критике и наказаниях.

Анализируя свои переживания можно понять причину непослушания ребенка:

1 Вы испытываете раздражение, значит ребенок борется за ваше внимание;

2 Гнев обычно возникает в результате противостояния воли родителя;

3 Вас захлестывает обида, значит ребенок мстит за что-то

4 Безнадежность, отчаяние захватило вас, значит ребенок глубинно переживает свое неблагополучие.

«Золотой фонд» вашей жизни с ребенком – общение, приносящее всем участникам радость.

Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, занятий, семейных дел.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

*Родителям нужно разговаривать с детьми и между собой глаза в глаза, а не отделяться стеной молчания;

*Делать выговор или давать отказ нужно властным голосом , но с заботой и любовью;

*Отказ должен иметь причину ;

*Выговор должен звучать твердо, но умеренно;

*Громче – не значит лучше;

*Чаще просите ребенка, не забывая говорить «пожалуйста».

*Вежливость в семье заразительна. Она учит послушанию, а это ворота через которые знание и любовь входят в сознание ребенка.

*Родительский пример-основа воспитания.

Желаю вам приятного семейного общения!

                                                                                                  Педагог-психолог: В.И.Русских


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...

Роль семейных традиций в воспитании ребенка.

Воспитание  в семье традиций....

"Роль семейного чтения в развитии ребенка"

Осмысление родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....

«Сказка - замечательное средство семейного общения и развития ребенка».

  Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии  ребенка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и...

Консультация для педагогов "Роль семейного общения влияющего на эмоциональное состояние ребенка"

Роль семейного общения влияющего на эмоциональное состояние ребенка...

Семинар – практикум для педагогов «Формирование у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности. Роль семейных традиций в воспитании ребенка»

Цель семинара-практикума: создание мотивации у воспитателей к деятельности в направлении формирования у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности в условиях личностн...