Консультация "Адаптация ребенка к условиям ДОУ"
консультация (младшая группа)

Цель: психологическое просвещение родителей

Задачи: 

- познакомить родителей с особенностями протекания адаптационного периода у детей 3-4 лет;

- учить оказывать поддержку детям в период адаптации;

- познакомить с условиями обеспечения легкой адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Адаптация ребенка к условиям ДОУ»

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями протекания адаптационного периода у детей 3-4 лет;

- учить оказывать поддержку детям в период адаптации;

- познакомить с условиями обеспечения легкой адаптации.

     Уважаемые родители! Вы вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он идет в детский сад. Для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла максимально спокойно и быстро, вам необходимо узнать как можно больше об особенностях этого трудного периода.

     Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  1. Возраст.
  2. Состояние здоровья.
  3. Уровень развития.
  4. Умения общаться со взрослыми и сверстниками.
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
  6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

     У ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.

     Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Термин «адаптация» зародился в недрах биологической науки (в переводе с латинского языка – приспособление, прилаживание организма к новым условиям.

     Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются, а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда – нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «не садовский», а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше.

     Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно – психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту, особенно в первые дни.  Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду:

  1. В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребенка сильно выражены отрицательные эмоции. Они проявляются по – разному: от хныканья и плача «за компанию» до постояннного приступообразного плача.
  2. Познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками, не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке.
  3. Под влиянием новых внешних воздействий ребенок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.)
  4. У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения.
  5. Некоторые дети становятся заторможенными, другие – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и активность в домашних условиях.
  6. Как правило, у большинства детей снижается аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть.
  7. Стресс приводит к тому, что ребенок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц (а иногда, и раньше) посещения детского сада. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая.

    Но постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям.

     Чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа. Можно предложить следующие рекомендации:

  1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к совместной с другими детьми игре, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники.
  2. Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении (упорядочите часы сна, бодрствования, питания и т.д.).
  3. О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ребенком как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.
  4. Заранее придите в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.
  5. В первые дни посещения детского сада не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое – то время. Не оставляйте ребенка на целый день. Старайтесь вовремя забрать ребенка.
  6. Дайте своему чаду в детский сад любимую игрушку.  Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно  и знакомиться с другими детьми.
  7. Поиграйте с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти друзей и покажите, каким способом можно решить проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

     К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду.

  1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Помните, он имеет право на такую реакцию.
  2. Строгое напоминание о том, что ребенок «обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют держать слово. Лучше еще раз скажите ребенку, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
  3.    Стоит избегать разговоров о слезах и других проблемах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном плане чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  4. Нельзя пугать малыша детским садом. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  5. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и детском саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают нехорошие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

     Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с грядущими изменениями в его жизни.

     Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми, принять меры по подготовке ребенка к поступлению в детский сад.

     Проявляйте радость при встрече с ребенком, говорите ласковые слова. Обнимайте малыша как можно чаще.

Список литературы

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста//Ребенок в детском саду.-2003.-№ 5.-С.49-50.
  2. Психологический словарь / Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко, 2-е издание, исправленное и дополненное.-М.: Просвещение.-1999.
  3. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание.-2004.-№7.-С.66-77.
  4. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации? // Дошкольное воспитание.-2003.-№2.-С.13-16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной ...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ...

Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"...