Развивающая предметно-пространственная среда дома
статья (средняя группа) на тему

Галеева Виктория Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста.

(советы для родителей)

Как создавать в семье развивающую среду, то есть такую обстановку, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.

«Детское зеркальце, скажи…»

 Очень важно организовать «детское» зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Мы советуем представить им такую возможность. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.

 Картинная мини-галерея

 Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Рекомендуется следующий материал:

- произведения одного или нескольких авторов;

- портретная живопись;

- орнаментальная живопись и т.д.

 Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.

Мешочек добрых дел

 Мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Ш.А.Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий с аппликацией или вышивкой. И рядом – ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек и т.д. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или в воскресенье, т.е. еженедельно. Главное в данном случае – умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ.

 Детская лаборатория – это серьезно

 Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке или на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вносить новые предметы и показывать способ действия, т.е. для чего нужно, где и как используются.

 Столярничаем или вышиваем

 В зависимости от пола ребенка в квартире придумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.

Шкаф находок

 В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру: «Чем тебе понравился этот камешек? На что он похож? Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка».

 Уголок ребусов, шарад, головоломок

 Хотим ли мы иметь умного ребенка? – на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Любая наглядность в этом плане должна заставлять думать, но по принципу «Учите, играя». Это могут быть сюжетные лабиринты типа «Как собачке добраться до будки?»; это могут быть ребусы типа «Отгадай название цветка»; это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы.

 Книжки в нашем доме

 Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Каждый ребенок выбирает полюбившуюся только ему книжку. Удовлетворяйте его желания, но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения.

 Нужна ли дома волшебная палочка

 Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но где-то к 5-6 годам дети могут и должны понимать, что так не бывает. Создавать дома каждодневный интерес для детей – это одна из наших маленьких задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Она может служить средством переключения внимания ребенка, поможет поощрить малыша, уложить его спать и др.

 Моя родословная, или ленточка моей жизни

 Очень хорошо, когда на виду, в детской имеется семейная фотография. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной.

 Альбомы по интересам

 Мы советуем приобрести несколько альбомчиков, куда можно собирать и наклеивать: фантики от конфет, открытки с цветами, наклейки, иллюстрации животных, сказочных героев и многое другое, по интересам детей.

Звучит музыка

 Доктор медицинских наук Ю.Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует усыплению ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему.

Уголок потерянных вещей

 Он важен для воспитания собранности, аккуратности. Если кто увидит, что вещь лежит не на своем месте – сразу же несет ее в этот уголок

Наверное, некоторые родители скажут: «Где же найти место для всех этих уголков?» На что мы хотим ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире, и в небольшой комнате!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....