Буклет "Мордовский сундучок"
материал (старшая группа) по теме

Данилицкая Алена Ивановна

"Мордовский сундучок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет "Мордовский сундучок"139.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 комбинированного вида»

Буклет

«Мордовский сундучок»

 

Выполнила:

Данилицкая А.И.

Наш адрес: г. Саранск,

 ул. Веселовского,55

Телефон:73-12-63

Мордовия моя!

Республика родная.

Горжусь тобою я,

Красоты восхваляя.

Здесь солнце ярче светит,

Здесь небо голубее

И нет на всей планете

Земли моей роднее.

Леса твои бескрайние,

Озёра светло-синие,

Люблю тебя, Мордовия,

Моя непобедимая.

Ты с Русью благородной

Идёшь одной дорогой

Уж тысячу годов.

В войне и в мире верная,

Земля моя любимая!

Живи, цвети, Мордовия,

В святой Руси ценимая.

 Сказка
Лиса и медведь

Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:

- Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.

- А ты меня не обманешь?- Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. - обиделась лиса. -Ты выберешь себе половину урожая,какая понравится.

-Ладно,-согласился-медведь.
Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал - семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову - теперь сама не рада.

Осенью,когда поспел урожай,лиса говорит:

- Ну,Мишенька, выбирай:вершки тебе или корешки?

Ботва у репы была сочная, густая. "Возьму-ка я вершки, - надумал медведь. - В корешках много ли проку!.." Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает,да ещё смеются над ним:"Эх ты,детинушка-простак!"
Рассердился медведь. "Ладно,- думает, -в другой раз я не оплошаю".
Наступила весна.Приходит медведь к лисе и говорит:

- Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь -знаю,как надо выбирать.

Опять медведь пахал-надрывался,а лиса упрекала:

-Соху тянуть-это что!Попробовал бы ты за сохой ходить...
Посеяли они рожь.Когда она созрела,принялись делить урожай.
- Что себе возьмёшь, Мишенька, - спрашивает лиса,-вершки или корешки?
-Корешки!-сказал медведь.

- Как хочешь,соседушко, как хочешь,-умильным голосом пропела лиса.-Сам видишь,я тебя не обманываю,а беру то,что остаётся.

Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь.

- Ну, - говорит, - соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет.

Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревёт -ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк - и поминай как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза - а лисы давно и след простыл.

 Мордовские игры для детей

Котел

В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50—60 см, диаметром 2,5 см.

Ведущий с расстоянии 2—3 м бросает небольшой мяч и яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку. Гак играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры.

Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Салки

Ямки-салки роют по размеру мяча (3—4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5- 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Круговой

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры.

Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Раю-раю

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок — щит, другой стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Мордовские пословицы и поговорки.

Мордовский народ - трудолюбивый народ.

В родную сторону  и дорога широка.

День без труда — потерянный день.

Легко о деле сказать ,да тяжело его сделать.

Над старым человеком не смейся, сам старым будешь.

Счастье родителей — в счастье детей.

Что сделаешь, то и увидишь.

Дела не знаешь, и лаптя не сплетешь.

     

 

Гимн Республики Мордовия

Ши валда, Мордовия, седистат сай,

Ши валда, Мордовия, сельмосат памп юркай,

Россиятъ мяшться мокшенъ сияста сюпам,

Россиятъ карксэземса эрзянъ зырпяста пулай.

Припев: Шумбрат, шумбрат Мордовия!

Гайняк, гайняк Мордовия!

Келъгама краенъке — най панти маеньхе,

Мокшэрзянь шагемог — касома край!

Шумбрат, шумбрат Мордовия!

Морак,Морак, Мордовия!

Тонь ютить, Мордовия, стако — кить — янт,

Тонь машть Мордовия вятьсте верне кадыть прят

Вий макснесть келей мокшась ды байке вурась

Сакс тегис тон сейдейс ды оймес про вонъкелисъ мапрят.

Загадки

Аш вальманза,                                                                      

Аш кенкшенза,

Церькавсь пяшксе ломаньда.

(Куярсь)

Ни дверей,

Ни окон,

Полна церковь людей.

(Огурец)


Аф суски, аф увай,

А куду кивок аф сувай.

(Замоксь)

Не лает, не кусает,

А в дом никого не пускает

(Замок)


Мезе ведьс пры,

Четь а теи?

(Сулей)

Что на воду упадет,

Следа не оставит?

(Тень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. тема "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"...

Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»

В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...