Эмоциональное развитие детей посредством музыкального воспитания.
консультация на тему

Жернакова Данна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie.docx21.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Эмоциональное развитие детей посредством музыкального воспитания.

Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.

Авербах Бертольд

Ребенок 2-3 лет не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоции он испытывает порой, больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.

 Начиная с древних времен, наука накопила о музыке  огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: 1. на физическое тело 2. на духовную сущность человека 3. на интеллект. В трактате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка - наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».

Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии.

Как гласит предание, цаpь Давид своей игpой на аpфе вылечил от депpессии цаpя Саyла, а также спас его от нечистых дyхов. Эскyлап лечил pадикyлит гpомкими звyками тpyбы, однажды он своей мyзыкой возвpатил безyмномy благоpазyмие. К мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н.э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний.

Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.

Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка - отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Начиная с XIX в. она накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.

К XX веку постепенно стали накапливаться научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях: 1.влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; 2. влияние музыки великих гениев человечества; 3. индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; 4. воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.

 В.И. Петрушин предложил обобщенную характеристику музыкальных произведений (приложение №1). Из которой можно сделать вывод, что в традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:

1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.

2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим,    взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.

Для благоприятного эмоционального климата в группе,  слушаем с детьми спокойную и бодрую музыку на занятиях, в свободной деятельности, в режимных моментах. Например:  «Я на солнышке лежу» Г.Гладков, «Детский альбом» П.И. Чайковский,  «Сборник лучших песен для детей», «Песенки-упражнения для развития мелкой моторики», «10 мышек», «Моцарт для малышей», «Супердискотека для малышей» В. Шаинский, «Пусть бегут неуклюже» В. Шаинский и др. Также используем произведения русского народного творчества – песенки, потешки, сказки.

Предлагаю упражнения, способствующие эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения:

1. “Медвежонок” – фигурки медвежонка с различными эмоциями.

2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная -отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

3. "Способы повышения настроения". Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

4."Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.

5. Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра "Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.

Список литературы

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2008

2. Методическое пособие «Топ-хлоп, малыши!»

3.Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2008

4.интернет ресурсы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое и эмоциональное развитие детей, посредством приобщения родителей к здоровому образу жизни

Статья "Физическое и эмоциональное развитие детей, посредством приобщения родителей к здоровому образу жизни" затрагивает проблемы эмоционального благополучия детей в НООД и при работе с родителями во...

Мастер - класс "Социально - эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений"

Цель: Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.Задачи:1.      Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;2....

Тренинг для родителей на тему: «Социально – эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений».

Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром....

Об эмоциональном развитии детей посредством игровой деятельности в детском саду

Предмет. условия развития эмоциональной, творческой активности ребенка, игровых умений детей  дошкольного возраста Объект - процесс развития эмоциональной, творческой активности ребенка, игр...

Практикум «Эмоциональное развитие детей средствами музыкальных игр»

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но он имеет огромное значение. Именно в этот период развитие идет как никогда стремительно. Из совершенно беспомощн...

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Социально – эмоциональное развитие детей посредством игр и игровых упражнений»

Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;2. Дать определение понятия эмоции, пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он ука...