Сенсорное воспитание дошкольника через дидактические игры
консультация на тему

Володина Дарья Владимировна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mensor_.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное воспитание дошкольника через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря).

Этапы работы.

- Изучение опыта педагогов ДОУ 

( сентябрь - ноябрь) 

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете 

(в течение года)          

- Изучение специальной методической литературы: 

(в течение года) 

1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

2. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

3. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. 

4. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г. 

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г. 

6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2008г. 

• Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. (в течение года) 

• Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течении года) 

• Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий. 

(в течение года) 

• Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д. 

(в течение года) 

• Консультация для родителей «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» 

(Декабрь) 

• Оформление письменных консультаций в родительском уголке. 

(в течение года) 

• Родительское собрание. «Чем играют наши дети» 

(Декабрь, 2013г.) 

• Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные). 

(в течение года) 

• Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (в течение года) 

• Оформление выставки «Дидактические игры для детей». 

(Март) 

 • Презентация по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» 

(Апрель)

• Отчёт по теме «Сенсорное воспитание дошкольника через дидактические игры» 

(Май)

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

        На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
        На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
        Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

        Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

                         

         

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. 

Зрительно восприятие

Основные параметры зрительного восприятия:

цвет

форма

величина

Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах

1. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;
2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

Игры, способствующие развитию цветового восприятия

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

«Какого цвета не стало?»

« Собери гусенице»

«Сложи радугу»

«Неразлучные цвета»

Восприятие формы

Конкретизируется в следующих задачах:

1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;

2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;

3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;

4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;

5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

                             

           

Восприятие величины

Конкретизируется в следующих задачах:

1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;

2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);

3. формировать отношение к величине как к значимому признаку;

4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;

6. обратить внимание на относительность величины предметов;

7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

                   

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

        Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсо́рика    (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.   В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное воспитание  это - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Учиться, играя, так интересно!

                 

                             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Буклет по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Буклет по моей теме самообразования "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" в первой младшей группе "Мотылек"...

Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится в...

Самообразование на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры с

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основн...