Социализация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
консультация на тему

Лысенко Татьяна Алексеевна

Социализация - это процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта в виде знаний, ценностей, правил поведения (М.А.Галагузова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_rebenka_s_ovz.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Звездочка» г.Зернограда

Социализация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

C:\Users\user\Desktop\obuchenie-detey-s-ovz-1-1021x580.jpg

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Татьяна Алексеевна Лысенко

2016г.

Категория социализации

Социализация как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта в виде знаний, ценностей, правил поведения (М.А.Галагузова)

Компоненты социализации

  • коммуникативный – овладение языком и речью;
  • познавательный – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;
  •  поведенческий - освоение моделей социально одобряемого поведения;
  • ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.

Проявление негативной социализации у дошкольников с ОВЗ

  • коммуникативный – овладение языком и речью;
  • познавательный – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;
  •  поведенческий - освоение моделей социально одобряемого поведения;
  • ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.

Причины негативной социализации у дошкольников с ОВЗ

  • Нарушение структура социальных контактов, «выпадение» деятельности ребенка из социального контекста;
  •  Трудности в осмыслении социального опыта;
  •  Негативная социальная оценка;
  •  Обедненный личный опыт;
  •  Нарушение детско-родительских отношений;
  •  Негативные переживания;
  •  Ситуация хронического неуспеха;
  •  Фрустрация базовых потребностей.

Механизм возникновения социальной дезадаптации у детей с ОВЗ

Формы неадекватной социализации уже отсутствуют в реальной жизни, но продолжают существовать в памяти в виде установок, в виде внутреннего социального цензора.

При дефиците социальных навыков этот цензор создает ощущение  опасности получения негативного мнения от социума.

Прогнозируется неблагоприятное  социальное взаимодействие.

Блокируются многие, часто необходимые для здоровья ребенка действия.

Нарушается мотивационно-потребностная сфера.

Проявления социализации:

-адаптация к социальному миру

-интеграция и принятие социального мира как данности

-дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.

Уровни социализации дошкольников с ОВЗ: 

  • Уровень общения со взрослыми предполагает освоение образцов социально одобряемого поведения
  •  Уровень бытовых норм и правил культурного поведения
  • Уровень приобщения к жизни общества, которая реализуется через знакомство с различными социальными ролями
  • Уровень общения со сверстниками предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности.

Методические подходы, обеспечивающие позитивную социализацию дошкольников с ОВЗ: 

-обеспечить возможность зрительного восприятия социально ободряемого поведения и непривлекательных фор поведения;

-оречевлять важные для социализации аспекты деятельности ребенка;

-визуализировать достижения ребенка, а также факты, события его жизни;

 -обеспечить коллективные формы решения социальных задач;

 -развивать результативность и целенаправленность деятельности;

 -развивать личные предпочтения ребенка;

 -содействовать осознанию ребенком временной перспективы;

 -обеспечить событийность - возможность участия ребенка в событиях, важных для группы, семьи, города, страны.

Методические приемы социализации дошкольников с ОВЗ: 

  • Демонстрация образцов поведения в типичных для повседневной жизни ребенка ситуациях;
  •  Ведение дневника жизни ребенка, создание личных календарей;
  • Создание личных тематических альбомов;
  •  Использование цветописи;
  • Создание «экранов» достижений;
  • Ведение дневника жизни детской группы;
  •  Разработка совместно с детьми кодекса поведения в разных ситуациях;
  •  Создание ситуаций выбора, в том числе, морального;
  •  Проигрывание проблемных ситуаций в играх-инсценировках;
  • Обучение взаимодействию в настольно-печатных играх;
  •  Разрешение социальных коллизий,  заданных в произведениях фольклора и детской литературы;
  •  Психогимнастика и этюды;
  •  Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
  •  Использование приемов релаксации;
  •  Введение ритуалов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....

Презентация: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре".

Рассматриваются вопросы обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в сюжетно-ролевой игре....

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...