Развитие духовных способностей дошкольников
консультация (средняя группа) на тему

В настоящее время проблема развития духовных способностей детей стоит особенно остро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovnaya_nrav.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Щедрина С.И.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 36 «Колокольчик»

г. Губкин

Белгородская область

    РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время проблема развития духовных способностей детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Духовные способности – это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве. Духовные способности – это интегральное проявление интеллекта и духовности личности.

В.И. Шадриков отмечал соотношение духовных способностей с познавательными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностями. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному [1].

Духовное развитие пробуждает потенциальные способности и чувства, такие как совесть, свобода, ответственность и др.  У ребенка начинает формироваться нравственная позиция в различии добрых и плохих поступков, милосердии и  жестокости. Это помогает дошкольнику построить гармоничные отношения с миром, взрослыми и сверстниками, а также разделять переживания и радость, содействовать в помощи и защите.

В формировании нравственных представлений ребенка важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, прибаутках, пословицах, поговорках и т.д.), так как  именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомство детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками приобщает их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, выделив наиболее характерные особенности данной местности.

Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействуют на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантная интерпретация помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение [2]. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Театральные постановки позволяют приобрести ребенку тот необходимый опыт, через который происходит осознание себя как личности. Дошкольники учатся оценивать жизненные ситуации и принимать правильные решения. Особое влияние театр оказывает на эмоционально-волевую сферу ребенка. Здесь дошкольник перевоплощается в доброго или плохого сказочного героя, хитрого или умного и т.д.  Многие сказки имеют идейный смысл, представление о добре и зле, прославление труда, защиты обиженных и слабых. Перевоплощаясь в героя и играя его роль, ребенок вырабатывает свое нравственное отношение к жизни, к людям. Ведь только сердцем можно постичь нравственные и духовные ценности.

Чтобы ребенок стал духовным, гармоничным и добропорядочным человеком, необходимо еще с детства приобщать его к этому. Основная цель духовно-нравственного развития ребенка заключается  в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, способную противостоять злу, стремящуюся к духовному росту, идеалам добра и правды.

Литература

  1. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. М.: Наука, 2002, - 304 с.
  2. Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос, 2013, - 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Доклад к педсовету "Влияние предметно-пространственной среды, духовной нравственности, детской игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников"

В докладе я описываю какая должна быть предметно-развивающая  среда в ДОУ. как среда влияет на развитие ребенка, на развитие коммуникативных способностей детей....