Консультация для родителей "Гендерное воспитание средствами художественной литературы"
методическая разработка на тему

Ельшова Екатерина Владимировна

Автором представлен практический материал по гендерному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gend_vosp_sr-mi_hud.lit_.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 «Гендерное воспитание средствами художественной литературы»

(консультация для родителей)

                                                     «Через книгу происходит «врастание» ребенка

                                                                     в гендерную культуру того общества,

                                                                                     где он живёт и развивается»

В чём заключается гендерное воспитание?

Во-первых, способствовать гендерному самоопределению, т.е. сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола – «Я девочка. Я мальчик. И так будет всегда».

Во-вторых, воспитывать у детей правильное полоролевое поведение.

В-третьих, способствовать гендерной социализацией детей. Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Но самая главная задача гендерного воспитания – это улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.

Существует мнение, что дети непроизвольно осваивают каждый свою гендерную роль. Это не совсем так. Многочисленные психолого-педагогические исследования отмечают, что в обществе происходит размывание границ между гендерными ролями мужчины и женщины. Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. 
Современная ситуация требует 
от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. 
Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.

Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

Наша цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать художественная литература.

Литература для девочек:

1.Укр.нар.сказка «Хроменькая уточка» (трудолюбие, терпение, покладистость);

2.Рус.нар.сказка «Морозко» (трудолюбие, терпение, покладистость);

3.Рус.нар.сказка «Гуси-лебеди» (смелость, ответственность, любовь к брату);

4.С.Т.Аксёнов «Аленький цветочек» (честность, любовь к отцу, жертвенность, обязательность);

5.Г.Х.Андерсон «дикие лебеди» (самоотверженность, верность, любовь к ближнему, упорство);

6.Ш.Перро «Золушка» (трудолюбие, любовь к ближнему, терпеливость, забота о других, умение быть благодарной, нежной, обызательной);

7.Ш.Перро «Красная Шапочка» (любовь к бабушке, забота о других, смелость);

8.В.Одоевский «Мороз Иванович» (трудолюбие, оптимизм, доброта, смелость, послушание, забота о других);

9.Н.Артюхова «Трусиха» (решительность, смелость, трудолюбие);

10.Е.Пермяков «Как Маша стала большой» (трудолюбие).

Литература для мальчиков:

1.Укр.нар.сказка «Катигорошек» (сила, смелость, доброта);

2.Рус.нар.сказка «Былины» (ум, сила, Доброта, бескорыстие, мужество, патриотизм, богатырство);

3.Рус.нар.сказка «Бой на Калиновом мосту» (сила, мужество, бдительность, патриотизм);

4.Л.Н.Толстой «Котёнок» (решительность, быстрота реакции, смелость);

5.Л.Н.Толстой «Прыжок» (решительность, любовь к сыну, быстрота реакции);

6. К.Паустовский «Заячьи лапки» (жалость, упорство, настойчивость, самостоятельность, забота о животных);

7.В.Осеева «Трость старушки» (забота и уважение к старшим);

8.С.Пермяк «Две пословицы» (щедрость, умение быть другом, любовь к животным);

9.Е.Пермяк «Чужая калитка» (старательность, забота, трудолюбие);

10.С.Михалков «Дядя Стёпа» (аккуратность, уважение, доброта, забота, смелость, решительность, внимательность, патриотизм);

11.А.Барто «Как Вовка бабушек выручил»(доброта, внимание к другим);

12.А.Митяев «Первый полёт» (смелость, ум, решительность, сила);

13.Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»» (настойчивость, упорство).

Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка.

В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много стихов, песен умеют рассказывать.

Консультацию составила воспитатель: Ельшова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание средствами художественной литературы.

В данной статье говорится о патриотическом воспитании дошкольников средствами художественной литературы. Чувство патриотизма многогранно по содержанию:это любовь к близким людям,к родному краю,го...

«Формирование у дошкольников нравственно – патриотического воспитания средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература.  Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое  воспитание...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"

Доклад на педсовет "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"...

Консультация для родителей и педагогов "Патриотическое воспитание средствами художественной литературы"

Консультация для родителей и педагогов "Патриотическое воспитание средствами художественной литературы"...