Нравственно-патриотическое воспитание средствами художественной литературы.
материал (подготовительная группа) на тему

Мирная Марина Николаевна

В данной статье говорится о патриотическом воспитании дошкольников средствами художественной литературы. Чувство патриотизма многогранно по содержанию:это любовь к близким людям,к родному краю,гордость за свой народ ,  за  свою Родину. Художественная литература является богатейшим материалом для воспитания патриотов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vosp.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников  средствами  художественной литературы.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.   Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется  и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одним  из важнейших  средств  является художественное слово   русского народа  и  талантливых  авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

      Богатейшим  материалом  для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.    

 К старшему дошкольному  возрасту  дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют ,  сами сочиняют). Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

      Особым  древним  жанром устного народного творчества являются  былины, с которыми  детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин  богато примерами  для  патриотического  воспитания. (После  прочтения  былин ,  дети проявляют большой интерес  к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации , репродукции картин , рисуют богатырей , лепят их  из пластилина ,  подражают  им в игре).

 Восхищение,  удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. ( Дети хотят  быть летчиками, космонавтами, военными   …).

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств  подбираю  соответствующий материал: (Стихи  о маме, о  Родине).

    В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.  Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.             Дети  подготовительной к школе  группы  уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают.  Дети  проявляют  интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра .

    Вообще, в своей работе  я  использую   литературу самого разного объема, формы и стиля . Подбираю произведения  на определенные темы.  Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина  – богаты яркими  зарисовками  из жизни натуральной природы и ее обитателей.  

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто  о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.  

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их  прабабушек  и  прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля,  А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе ( столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников . Здесь я использую  сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва"и т.п.. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня  Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За  Кремлём - стена, за стеной - Москва, За Москвой  страна . Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов,  я использую наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки по теме.  

    Кроме непосредственной  образовательной  деятельности , литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения .

 Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину , формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки  .  Примеры  героических поступков  главных героев литературных произведений  способствуют пониманию  того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей нравственно-патриотических ценностей через художественную литературу

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.                       ДоДошкольное детство — важнейший пе...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»

Консультация для педагогов«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»...

Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств средствами художественной литературы

Этот материал используется как консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...