Развитие самостоятельности у детей 3-4 лет.
статья (младшая группа) по теме

Каюдина Александра Викторовна

В данной статье затрагивается развитие такого качества детей 3-4 лет как самостоятельность на примере развития навыков самооблсуживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti_u_detey_3-4_let.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей 3-4 лет.

Дети 3-4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения.

Самое главное качество, которое мы можем выделить у детей 3-4 лет – это развитие самостоятельности. Сегодня мы поговорим о самообслуживании, которое направлено именно на развитие самостоятельности.

 У развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) - самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

Самообслуживание – основной вид трудовой деятельности младшего дошкольника, который направлен на уход за собой (умывание, одевание, раздевание, уборка постели). Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива. Посредством развития способности проявлять заботу о близких и окружающих у ребенка формируются навыки самообслуживания. В процессе самообслуживания он узнаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении.  Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.

Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду. Труд по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.

Программой воспитания и обучения в детском саду у детей 4 –го года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания:

  • самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;
  •  пользоваться ложкой;
  • без напоминания пользоваться салфеткой;
  • самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу; убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.

Эти навыки лучше формируются и становятся устойчивыми при определенных условиях, созданных взрослыми : например, удобная для одевания одежда  (легко застегивающиеся пуговицы), удобная для одевания обувь (если ребенок еще не умеет шнуровать ботинки, лучше использовать обувь на липучке или молнии), дома есть постоянное место для хранения полотенца, зубной щетки, мыла, есть устойчивая подставка под ноги для умывания. Все эти условия и руководство действиями детей со стороны взрослых дает наибольший результат овладения навыками самообслуживания.

Младшие дошкольники ещё не очень умелы, поэтому родители стараются всё делать за ребёнка. Этим самым мы отнимаем у детей возможность познавать окружающий мир и самоутверждаться в нем.

Психолог Лев Семенович Выготский выделяет зону ближайшего развития и зону актуального развития.

Зона ближайшего развития – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. 

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети решают сегодня с помощью взрослого – завтра будут решать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! И родители, и воспитатели должны «развивать» своего ребенка, ставить перед ним посильные задачи, которые входят как раз в зону актуального развития, чтобы справляясь с ними, ребенок чувствовал удовлетворение от своих умений, от своей самостоятельности, определяя тем самым толчок для дальнейших достижений. Важным стимулом для ребенка является оценка его действий со стороны значимых взрослых, поэтому мы должны замечать и поощрять новые достижения ребенка, вовремя похвалить очень важно.

В заключении хочется сказать, что главное в воспитании личности ребенка -   это любовь и внимание со стороны взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной речи детей младшей логопедической группы детского сада.

Развитие речи детей в играх (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), труде и изодеятельности....

Развитие самостоятельности у детей через трудовое воспитание.

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детейнавыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личныхповседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей фор...

буклет по развитию самостоятельной деятельности детей

буклет по развитию самостоятельной деятельности детей...

Развитие самостоятельности у детей в самообслуживании

Рекомендации по развитию самостоятельности ребенка в самообслуживании....

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической т...

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды

Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной  деятельности детей приобретает особое значение в связи с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта...

Развитие самостоятельности у детей в условиях социально-реабилитационного центра.

В статье говорится о развитии самостоятельности у маленьких детей....