Игры развивающие познавательную сферу старших дошкольников.
консультация на тему

Игры на развитие внимания, памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon noyabr5.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры развивающие познавательную сферу  старших     дошкольников.

Игры на развитие мышления 

Назови, одним словом!

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например, лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные;

 лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.

Транспорт -  .... Птицы - … Фрукты…   Овощи… Одежда…  Обувь…. Продукты молочные… мясные…. Посуда… Деревья… Ягоды…

 

 Найди лишнее слово!

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

 Час. минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка. кастрюля, сумка;

Платье. свитер, шапка, рубашка;

Мыло. метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб. сосна, земляника;

Книга. телевизор, радио, магнитофон.

Таня, Оля, Катя, Иванова, Ира

Сапоги, тапки, шапка, ботинки, туфли

Иванова, Петрова, Сидорова, Александровна

 

Отвечай быстро!

Взрослый  называет цвет, ребенок должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

назови как можно больше:   деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

назови слова, относящиеся к спорту.

 назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

 

Говори наоборот!

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово. а ты тоже говори, только наоборот» например, большой - маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый. трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый – храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

 

Бывает - не бывает!        

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

 

Скорость мышления!

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай. что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО. НА, ЗА. МИ. МУ, ДО. ЧЕ, ПРЫ, КУ. ЗО."

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

 

 Сравнение предметов!

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка: стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

Угадай по описанию!

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (Ответ: помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 

Кто кем будет?

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

 

 

Игры на развитие памяти

 

Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

 

Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

 

Художник.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

 

Игры на развитие внимания

 

Сколько чего?

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые. или все белые предметы.

 

Разведчики.

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие познавательной сферы старших дошкольников»

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте...

Интерактивные игры для познавательного развития старших дошкольников

Преимущества интерактивных игррешают информационную задачу, поскольку обеспечиваеют детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;    - раз...

Обобщение опыта. «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Познавательный интерес к окружающему миру и максимально положительную эмоциональную насыщенность, можно реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой, так как экология - ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ «Игры, в которые играют дети» (игры, развивающие познавательную сферу)

Данный материал представляет собой рекомендации педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, возможно будет полезен как дополнительный материал в кружковой деятельности, в том числе при подготовке детей к ...

Выступление на педагогическом совете №2 "Создание единого цифрового пространства по реализации образовательных технологий". Тема: "Интерактивные игры для познавательного развития старших дошкольников" 26.11.2020

Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры являетс...

Коррекционно - развивающая программа познавательной сферы для дошкольников 4-5 лет «Увлекательные знакомства»

Коррекционно - развивающая программа познавательной сферыдля дошкольников 4-5 лет«Увлекательные знакомства»...