"Учимся штриховать"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Иванова Марина Михайловна

семинар - практикум для родителей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Учимся штриховать»

(для родителей детей старшей группы)

ЦЕЛЬ:  ознакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения.

ЗАДАЧИ

  • Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
  • Ознакомить с приемом «штриховка»: целью, выполнением и правилами.
  • Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
  • Просвещать родителей с целью повышения педагогической культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ

Образцы детских работ и различных видов штриховки, магнитные полоски-заменители, рисунок совы, карточка с нарисованными геометрическими фигурами, сова — печатка.

Каждому родителю: счетные палочки, листочки в крупную клетку, простой карандаш, цветные карандаши, альбомный лист с рисунком для штрихования.

         Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

        И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

        Что такое письмо? Письмо — это способ передавать мысли, а красивое письмо — это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.

навыков изображения простых и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Что же такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность, и самое главное — это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Виды раскрашивания:  (показать образцы штриховки)

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания. (показать рамки Монтессори и с изображением животных, птиц и т.д.)

Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

В какой последовательности надо проводить работу по штриховке?

Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции.

     Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. При первых выполнениях штриховки обязательно указывается ее направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка.

Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Таким образом развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь,  логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т.е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами, альбомы для раскрашивания.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
  • Вырезание ножницами
  • Аппликация  
  • Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
  • Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
  • Шнуровки (сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками)
  • Рисование, раскрашивание.
  • Графические упражнения.
  • Штриховка.
  • Рисование орнамента

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.

Знакомство с различными видами линий, штрихов происходит в игровой форме.

Предлагаю  послушать   сказку «В королевстве Госпожи Линии»

С детьми отправляемся в путешествие в страну Рисовандию. А путь наш лежит в королевство госпожи Линии. Много трудностей и преград встретим мы в дороге. Все, что мы увидим, будет нарисовано линиями. Если мы верно определим их названия: «прямая», «волнистая», «зигзаг», «спираль», то сможем продвигаться вперед. Готовы? Для того чтобы оказаться в королевстве, необходимо выполнить задание: на небольшом листе бумаги нарисуйте, как, по вашему мнению, выглядят все перечисленные линии.

- Мы идем по широкой, уходящей вдаль... (дороге).

                                                                            Волнистая линия.

- На небе ярко светит... (солнце).

                                                                Спираль

- Перед нами — острые вершины неприступных... (гор).

  Зигзаг.

- Идем через густой лес. Тянут ветви к небу... (деревья).

     Прямая линия.

- Вот вдали показалась крепостная... (стела).

                                                             Прямая линия, зигзаг

- Это — королевство Линии. Сейчас здесь зима. На улицах города пушистые снежные... (сугробы).

                                                                    Волнистая линии  

   

   - Искрится на солнышке ледяная бахрома... (сосулек).

                                                                                Зигзаг.

                                                               

А вот замок. В нем много лестниц, залов и комнат...  

- Мы войдем в самый большой и красивый зал. Здесь тихо. Никого не видно. Посмотрите, кто это дремлет на троне, свернувшись клубочком? (Показать карточку с изображением спирали.) Это же госпожа Линия! Вот она открыла глазки и выпрямилась. Как теперь Линия выглядит? Покажите. (Прямая.) Заволновалась Линия: кто потревожил ее покой? (Дети определяют ее характер:  волнистая) Затем очень рассердилась  и превратилась в… (зигзаг). Давайте попробуем успокоить госпожу Линию: нарисуем ее королевство, а в рисунке используем все известные виды линий.

В нашей работе нужна система, постепенность, увлеченность и знание.

Если плохо — то не надо!

Если делать — то с умом.

В каждом деле есть отрада,

А успех в тебе самом!

Практическая часть с родителями

  1. Дорисуйте предметы, заштриховав их по образцу, не забывая правила: штрихи не должны выходить за контур, должны быть параллельны и выполняться на одинаковом расстоянии друг от друга.

  1. «Скопируй узор»

  1. Нарисуйте рисунок, используя  все известные виды линий.


Правила рисования карандашом

  1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
  2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет с боку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести линию нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
  3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
  4. Предмет прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановкой на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
  5. Предметы округ пой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
  6. Закрашивая рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.
  7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
  8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9.        Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10.        Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С графикой они друзья – точка, штрих и линия

План – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюс детьми подготовительной группы....

НОД в форме презентации "МИР ШТРИХОВ" Рисование

Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования "штрихом"....

Удивительные штрихи.

Знакомство с техникой рисования штрихом....

Конспект занятия «Волшебница Зима» (Рисование техникой «штрих»)

Учить детей рисовать деревья, используя разные виды штрихов....

Развитие мелкой моторики. Учимся штриховать

Полезная информация для родителей. Как научить ребенка правильно выполнять штриховку....

Рисование штрихом. Рисуем животных

1. Что такое штрих?        2. Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, во...

"Как хорошо уметь штриховать"

На занятиях по ФЭМП, ознакомлению  с грамотой я достаточно часто использую задания  "штриховка". Эти графические задания развивают мелкую моторику, зрительное восприятие и внимание, помогут ...