Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками
консультация на тему

Левашова Татьяна Викторовна

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Социализация современного дошкольника невозможна без построения межличностного общения ребенка со взрослым и сверстниками, которые выступают в качестве основного параметра данного процесса. Ведущим механизмом социализации дошкольного возраста является идентификация, которая актуализируется за счет включения ребенка в группу сверстников, особенностей групповых отношений и сформированности собственной внутренней позиции в системе последних: «ребенок — взрослый» и «ребенок — сверстники». В дошкольном возрасте на первый план выходят горизонтальные отношения, закрепляя статус сверстника и особенности социального взаимодействия с ним.

Неудовлетворенность потребности в общении со сверстниками ведет к развитию повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников.

Именно в дошкольный период жизни происходит первичная социализация ребенка, вхождение в мир культуры, усвоение ценностных ориентаций, опыта взаимоотношений и установления взаимопонимания в общении. Изучением данной темы занимались  JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.Г. Каменская, Н.Ф. Голованова, Т.И. Бабаева, В.В. Абраменкова, Д.И. Фельдштейн, Е.Я.Голант, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Б.П.Есипов, М.А.Данилов, Ю.К.Бабанский, Е.И.Перовский,  Д.О.Лордкипанидзе, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,  А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, А.М. Леушина, И. Ерофеева, Е.Э Шишлова, Н.И. Цуканова, В.Н. Давидович, М.Н. Сокольникова и другие.

Межличностное общение дошкольника со сверстниками способствует формированию многих качеств психики и личности ребенка, таких как познавательная и социальная децентрация, моральная саморегуляция, самосознание и самооценка. В общении со сверстниками у ребенка закладываются основы морали и нравственного поведения и возникает избирательная привязанность к другим детям. При подходе к просоциальному поведению, основанному на эмпатии, сверстники выступают не средством осуществления собственных моральных качеств, а непосредственной целью действий ребенка. При таком подходе реализуется гуманное личностное отношение к другому.

Исследования Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской и др. показали, что в сфере общения сверстников создаются условия, соответствующим образом обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Благодаря своей эмоциональной насыщенности, непринужденному раскованному характеру общение с равными партнерами создает благоприятные условия для познания детьми своих возможностей путем свободного выявления своего творческого, оригинального начала. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность. Повторяя одни и те же движения, дети в своем общении отражают друг друга, становятся «своеобразными зеркалами», в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», лучше выделяет в самом себе соответствующие качества и осмысливает моменты свойственного возрасту поведения и конкретные действия.

Так, исследования показывают, что возникновение кооперативно-соревновательного вида общения старших дошкольников со сверстниками подготавливает их к овладению общими способами действия в ситуации учебной задачи (Е. Е. Кравцова), а новый тип самосознания и отношения к самому себе связан с формированием у детей действий контроля и оценки.

Коммуникативная сторона общения дошкольника определяется потребностями, которые лежат в основе той или иной формы общения. Л.С.Римашевская  выделяет три основные формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте. Эмоционально-практическая форма общения характерна для детей от 2 до 4 лет. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к участию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание). Основное содержание коммуникативной потребности — желание привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное—демонстрация себя. Они часто действуют рядом, а не вместе. Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками характерна для детей 4—6 лет. Основное содержание их коммуникативной потребности — стремление получить признание и уважение ровесника. Внеситуативно-деловая форма общения складывается к 6—7 годам. Этот период внешне проявляется в избирательных привязанностях, дружбе и возникновении более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Они рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила.

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника, успешность которой обеспечивается высоким социометрическим статусом ребенка в группе сверстников, его инициативностью и чувствительностью, умением организовать игровое пространство, распределить роли, заинтересовать других собственной игрой, высоким уровнем коммуникативной компетентности и позитивными стратегиями в ситуативном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками

  Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...

Формирование культуры общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Что такое культура общения? Что она в себя включает? Методы и приемы, ичпользуемые родителями и педагогами, направленные на формирование культурного общения....

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования...