«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».
статья на тему

Иванова Ольга Викторовна

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Давыдик О.Л., Иванова О. В., Буланова Л, В., Конзалаева Л. А.

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад №336»,  г. Омск, Россия.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания дошкольников.  В период корректировки системы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями перед педагогами БДОУ встал вопрос о выборе направления непосредственной образовательной деятельности. В результате переработки педагогических программ, наше внимание привлекла концепция личностно-ориентированного образования.

В современной науке существует несколько авторов личностно-ориентированного образования, которые наиболее известны в этой области и концепции которых имеют самостоятельную целостность.
        В. В. Сериков
 разрабатывает сущностные основы личностно-ориентированного образования. В его модели ребенок является субъектом жизнедеятельности, поэтому В. В. Сериков предлагает строить обучение на основе его жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). По его мнению, важно обеспечить, прежде всего, личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.

Е. В. Бондаревская является автором культурологической концепции личностно-ориентированного образования. Она предполагает создание целостного личностно-ориентированного педагогического процесса; считает культуросообразность ведущим принципом педагогического процесса. В ее модели ребенок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры - ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

 И. С. Якиманская разрабатывает субъектно-личностный подход, предполагающий отношение к каждому ребёнку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости. Без этого невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный педагог, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
В концепции И. С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.  [info@pligin.ru]

На наш взгляд, воспитательные возможности личностно-ориентированного образования в духовно-нравственном воспитании дошкольников, наиболее полно возможно раскрыть, используя концепцию И.С. Якиманской.

Перед использованием данного субъектно-личностного подхода в воспитательном процессе нашего БДОУ, совместно с педагогом–психологом нами была проведена диагностика уровня воспитанности дошкольников (в ОС «Школа 2100» «Детский сад 2100»). В результате анализа диагностических данных были выявлены большие коммуникативные проблемы дошкольников, причинами возникновения которых, на наш взгляд, являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания, отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

Второй причиной являются  психофизические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

И последний момент: на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Взрослым, из окружения ребенка, не следует стремиться переделать его, а следует опираться на положительные черты типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). [1,с. 59-64]

Работая с детьми уже на протяжении нескольких лет, мы, как и многие педагоги, считаем, что и детям, и взрослым сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Можно отметить, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду. Приходится констатировать то, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. От замены многих способов детского времяпровождения бесцельным просмотром телевизионных передач и игрой в компьютер, от изменения мотивов детского собирательства и коллекционирования зависит выбор более жестких и агрессивных способов общения.  Поэтому еще большая ответственность возлагается на педагогов в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Дошкольное детство, короткий период жизни человека, именно первые шесть-семь лет, имеет для него очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно; из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец постепенно превращается в относительно самостоятельную, активную личность; развиваются все стороны психики ребенка, и тем самым закладывается фундамент для дальнейшего личностного роста. А общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка.  Именно в нем он усваивает нормы общественного поведения, учиться общаться с детьми, обращать внимание на эмоциональное состояние партнеров и проявлять к ним доброжелательность, отзывчивость и другие социальные чувства. Только придя в детский сад, это общение еще не носит постоянного характера, оно возникает спонтанно и быстро затухает, так как дети младшего дошкольного возраста еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Попав в новые социальные условия, меняется весь привычный образ жизни ребенка, возникают новые отношения с людьми. Смена обстановки часто сопровождаются повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности и повышением агрессивных реакций.[3,с.36]

Как научить дошкольников жить среди сверстников? Каковы пути и средства формирования у них умения дружно играть и заниматься? Как воспитать  у каждого желание стать членом детского общества, испытывая удовлетворение от совместной деятельности и общения с ровесниками?

Решение проблем общения детей со сверстниками в процессе формирования гармоничной, основанной на традиционных для отечественной культуры ценностях и смыслах – это одна из проблем даже не теории, а методики и практики дошкольного воспитания. Народная мудрость гласит: «Дети не являются детьми своих родителей, потому что они – дети своего времени». Поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения и мы в частности, начиная от младшей и до подготовительной к школе группы,  стараемся формировать социальные и нравственные представления, эмоции и чувства одновременно с осуществлением всех задач общеинтеллектуального и общекультурного развития. Для реализации этой цели в процесс непосредственной образовательной деятельности с детьми, мы активно включаем приемы развития социальных эмоций и разные способы организации совместной деятельности воспитанников, о которых говорил еще А.С.Макаренко: в парах, подгруппах и группах. Овладев которыми, дети уже сейчас имеют возможность «переносить» все сформированные социальные и нравственные представления и чувства в другие коммуникативные ситуации, связанные с иными видами деятельности: предметно-игровой, игровой, экспериментирования и т.д. Именно поэтому в непосредственной образовательной деятельности  мы планируем как комплексную и интегрированную, что обеспечивает  комплексное психолого-педагогическое сопровождение социально-нравственного развития воспитанников БДОУ.[2,с. 8-11]

В процессе духовно-нравственного воспитания мы формируем у детей чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других качеств. В процессе самостоятельной творческой деятельности, в режимных моментах мы развиваем лучшие  нравственные качества личности, поэтому не случайно наше БДОУ реализует Программу развития по направлению «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности».

Общение со сверстниками и с взрослыми  не может заменить ни видеомагнитофон с мультиками, ни компьютер с диггерами. Однако наша помощь должна быть точной и тонкой. Ни в коем случае не заставлять его делать то, чего он не хочет! Наша задача здесь не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) свои желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам. Не под нашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности. А показателями благополучной для ребенка обстановки будут являться  выраженное переживание удовлетворения от общения с близкими людьми; уверенность в своих силах, удовлетворение собой; умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих; ощущение свободы, автономности при общении с окружающими. Мы, педагоги БДОУ г.Омска «Детский сад № 336», надеемся, что зерна, посеянные нами в души детей, дадут ростки поколения высокой духовной нравственности.

Список литературы:

  1. Клюева Н. В.  Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997. – С. 59-64.
  2. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. Айрис-пресс, Москва 2009 - С. 8-11.
  3. Пазухина И. А.  Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика /май июнь/2004 – 36с.
  4. info@pligin.ru

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника...

Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками

  Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...

Формирование культуры общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Что такое культура общения? Что она в себя включает? Методы и приемы, ичпользуемые родителями и педагогами, направленные на формирование культурного общения....

Роль общения в детей дошкольного возраста со сверстниками

Специфика общеﹶния дошкольников со сверﹶстниﹶками во многом отлиﹶчаетﹶся от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопрﹶовож­ﹶ­даютﹶ­ся резкими ин...