Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками
материал (средняя группа)

сборник игры направлен на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_igr.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр

на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Гульбинова Екатерина Сергеевна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений 4

Игры на общение без слов 4

Игры на внимание к другому 6

Игры на согласованность действий 7

Игры на общие переживания 8

Игры, направленные на взаимопомощь в игре 9

Игры, направленные на исключение конфликтов 10

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности 11

Заключение 13

Список литературы 14


Введение

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития. Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, дают ребенку возможность проверить и развить свои навыки, в том числе в соревнованиях с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их напористости, развивает усидчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх усиливается мышление, в том числе планирование действий, прогнозирование, оценка шансов на успех, выбор альтернатив.

Теория и практика игры охватывает широкий круг вопросов и проблем происхождение и природа игры, ее структура и содержание, виды игры и их значение, методы обучения и многое другое являются предметом глубоких исследований психологов и педагогов. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра.

  1. Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

  1. «Круг желаний»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Ход игры: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.

  1. «Тайный друг»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Ход игры: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

  1. Игры на общение без слов

Главной целью этого этапа является отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми.

В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие.

  1. «Крокодил»

Цель: развивающая, коммуникативная.

Ход игры: по считалочки дети выбирают ведущего, который будет показывать животных, предметы или действия. Ведущий должен показать без слов, а другие должны угадать, что он показал, тот кто угадает первый становится ведущим и продолжает игру.

  1. «Прогноз погоды»

Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики.

Оборудование: карточки с рисунком или схемами изображения состояния погоды.

Ход игры: ребенок – «диктор телевидения» - садится за стол, перед ним рисунок или схема изображения состояния погоды. Он должен познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики. Диктор без слов передает прогноз погоды, остальные дети стараются угадать.

  1. Игры на внимание к другому

Целью второго этапа является формирование способности обращать на сверстника внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем «я», что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни. Задача игр данного этапа — отвлечь детей от этого и обратить их внимание на сверстника. Для этого детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе таких игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Для этого наряду с широко известными и традиционными играми, такими как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», можно использовать новые игры.


  1. «Комплименты»

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Ход игры: дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

  1. «Закончи предложение»

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Ход игры: дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Мое любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….

  1. Игры на согласованность действий

Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задаются так, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

  1. «Найди свою группу»

Цель: повышать у детей уверенность в себе, развивать произвольность, память, слуховое восприятие.

Ход игры: педагог рассказывает детям, что котята рождаются и живут некоторое время не зрячими, но они не теряются, потому что хорошо слышат и находят друг друга по звуку. Предлагаю поиграть в «Потерявшихся малышей», шепотом назначает детей (по 3–4) щенятами, котятами, козлятами и т.д. Дети не называя себя, а только издавая определенные звуки («гав-гав, мяу-мяу…») найди свою группу. Игра заканчивается дружескими объятиями.

  1. «Паровозик»

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Ход игры: ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Ведущий – «паровозик». Он обходит всех и под звучание песни «Мы едем, едем, едем в далекие края …» «прицепляет» вагончики к поезду.

Сигналом для «сцепки» паровозика и вагончика можно использовать кивок головы, протягивание руки, поклон, обращение к ребенку ласковым именем.

  1. Игры на общие переживания

Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. На следующем, четвертом этапе такое единство переживаний создается специально.

Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этапа.

  1. «Газета»

Цель: Развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.

Ход игры: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

  1. «Молекула»

Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия.

Ход игры: дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.

  1. Игры, направленные на взаимопомощь в игре

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что взрослый сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного свободного общения и эмоциональной близости.

  1. «Вставай, я смотрю на тебя!»

Цель: развить взаимопонимание между детьми.

Ход игры: воспитатель водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2–3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других.

  1. «Маленький круг — большой круг»

Цель: развить у детей умение сотрудничать.

Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым.

  1. Игры, направленные на исключение конфликтов

  1. «Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Ход игры: воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

  1. «Тух-тиби-дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из игроков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

  1. Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы про социального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

  1. «Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Ход игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.


  1. «Гусеница»

Цель: научить согласовывать свои действия со всеми детьми.

Ход игры: дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг друга. Таким образом, они начинают двигаться по комнате, обходя различные предметы и преодолевая всякого рода препятствия (например, наклоняются и пролезают в ворота).


Заключение

Мы можем сделать вывод что в развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.


Список литературы

  1. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез с.
  2. Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]: Под ред. М.А Панфилова – Москва «Акцидент»,#1089;
  3. Михайлова З.А Игра в общении: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей [Текст]: Сост. Михайлова З.А, Непомнящая Р.Л – СПб. : «»ДЕТСТВО-ПРЕСС», С.
  4. Бабаевой Т.И Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», с.
  5. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова« «ДЕТСТВО-ПРЕСС» #1089;.
  6. Игра как средство общения дошкольников [Электронный ресурс].
  7. Игры на развитие общения [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников.Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стр...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возроста со сверстниками

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития.          Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, ...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста. Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития.          Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, застав...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития.          Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, застав...