Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возроста со сверстниками
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

 

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития.          Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, дают ребенку возможность проверить и развить свои навыки, в том числе в соревнованиях с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их напористости, развивает усидчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх усиливается мышление, в том числе планирование действий, прогнозирование, оценка шансов на успех, выбор альтернатив.

Теория и практика игры охватывает широкий круг вопросов и проблем происхождение и природа игры, ее структура и содержание, виды игры и их значение, методы обучения  и многое другое являются предметом глубоких исследований  психологов и педагогов. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx43.23 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр

на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Остапенко

Александра Эдуардовна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024г.

Содержание

Введение 3

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений 4

Игры на общение без слов 5

Игры на внимание к другому 7

Игры на согласованность действий 9

Игры на общие переживания 11

Игры, направленные на исключение конфликтов 15

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития. Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, дают ребенку возможность проверить и развить свои навыки, в том числе в соревнованиях с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их напористости, развивает усидчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх усиливается мышление, в том числе планирование действий, прогнозирование, оценка шансов на успех, выбор альтернатив.

Теория и практика игры охватывает широкий круг вопросов и проблем происхождение и природа игры, ее структура и содержание, виды игры и их значение, методы обучения и многое другое являются предметом глубоких исследований психологов и педагогов. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра.

  1. Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

  1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: в начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

  1. Игра «Волшебный стул»

Цель: развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Ход игры: один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

  1. Игра На мостике»

Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.

Ход игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот, кто заступит за черту, выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

  1. Игры на общение без слов

Главной целью этого этапа является отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми.

В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие.

  1. Игра «Волны»

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться — как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

  1. Игра «Приветствие»

Цели: установление межличностных контактов, создание в группе благоприятного микроклимата.

Ход игры. Участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дёргают друг друга за ушко.

Я скучал! Кладут руку себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

3.Игра «Найди и промолчи».

Цель: развитие концентрации внимания, воспитание стресс устойчивой личности, воспитание чувства товарищества.

Ход игры: Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения ведущего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают предмет взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место.

Так поступают и другие. Не нашедшим предмет помогают так: все смотрят на предмет, и надо его увидеть, проследив за взглядом остальных.

#1048;гра «Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры: Ведущий предлагает всем встать широким кругом и закрыть глаза. Сам подходит к каждому и шёпотом говорит на ушко название животного («ты будешь коровой, ты будешь собакой, ты будешь кошкой»). Дальше детям предлагают «забыть» человеческий язык, ходить по комнате с закрытыми глазами и говорить так, как говорит «его» животное. Услышав «своё» животное, нужно двигаться ему навстречу. Взявшись за руки, нужно идти уже вдвоём и искать тех, кто также говорит на «вашем» языке.

  1. Игры на внимание к другому

Целью второго этапа является формирование способности обращать на сверстника внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем «я», что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни. Задача игр данного этапа — отвлечь детей от этого и обратить их внимание на сверстника. Для этого детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе таких игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Для этого наряду с широко известными и традиционными играми, такими как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», можно использовать новые игр

  1. Игра «Радио»

Дети сидят в кругу. Взрослый садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Он 2. Игра «Совместный рисунок»

Цель: обучать навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Ход игры: учитель предлагает учащимся разбиться на пары и держась руками за один карандаш выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию попросить участников рассказать трудно ли им было и почему они нарисовали именно это.

2. Игра «Клубок»

Цель: развивать умение находить в себе минусы и умение их исправлять.

Ход игры: ведущий предлагает ребятам наматывая нить клубка себе на палец назвать свое плохое качество (по кругу). Затем обратно сматывая нить с пальца в клубок сказать как данное качество можно в себе исправить.

#1048;гра «Остров дружбы»

Цель: сплочение коллектива, установление тактильного контакта.

Ход игры: перед упражнением учитель расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставив в воде».

4. Игра «Ладошки»

Цель: формировать позитивное отношение друг к другу, умение увидеть хорошее в окружающих.

Ход игры: учитель предлагает обвести каждому ребенку свою руку на листе и написать одно свое положительное качество. Затем лист передается по кругу, и каждый участник тренинга дописывает еще одно положительное качество хозяина «ладошки». Так продолжается до тех пор, пока «ладошка» не вернется на исходное место. Ребята знакомятся с мнением одноклассников о себе с положительной стороны.

и должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий

  1. Игры, направленные на исключение конфликтов

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением

Цель: актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации

Описание игры: детям предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.

Примеры конфликтных ситуаций:

1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт

2. Вы решили поиграть в игру «Магазин», но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта, обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон.

  1. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Цель: снятие барьеров в общении, мышечного напряженияОписание: Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу «Рычи, лев, рычи!», начинайте громко рычать».

Затем ведущий предлагает детям изображать паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станции меняется. В конце игры происходит «крушение», и все падают на пол.

2. «Подари движение»

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры:

Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается

3. Упражнение «возьми себя в руки»

Цель: умение сдерживать агрессию

Описание:

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого –то стукнуть, что – то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою слиу6 обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

Заключение

Мы можем сделать вывод что в развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Список литературы

  1. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез с.
  2. Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]: Под ред. М.А Панфилова – Москва «Акцидент»,#1089;
  3. Михайлова З.А Игра в общении: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей [Текст]: Сост. Михайлова З.А, Непомнящая Р.Л – СПб. : «»ДЕТСТВО-ПРЕСС», С.
  4. Бабаевой Т.И Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», с.
  5. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова« «ДЕТСТВО-ПРЕСС» #1089;.
  6. Игра как средство общения дошкольников [Электронный ресурс].
  7. Игры на развитие общения [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника...

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников.Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стр...