Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста. Студент КГА ПОУ ДИТК
картотека по психологии

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить свои навыки, в том числе соревнуясь с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется   мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.

Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarova_n._e._sbornik.docx43.23 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр на развитие общения детей  дошкольного возраста

Подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Макарова Наталья Евгеньевна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024 г.

Содержание

Введение        

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений        

Игры на общение без слов        

Игры на внимание к другому        

Игры на согласованность действий        

Игры на общие переживания        

Игры, направленные на взаимопомощь в игре        

Игры, направленные на исключение конфликтов        

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности        

Заключение        

Список литературы        


ВВЕДЕНИЕ

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить свои навыки, в том числе соревнуясь с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх укрепляется мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.

Теория и практика игры охватывает широкий круг проблем. Происхождение и природа игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методы обучения и т.д. являются предметом подробных исследований психологов и педагогов. Дошкольники начинают интересоваться личным и морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений. Им будет необходимо общение как со взрослыми, так и со сверстниками.


  Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

Развитие воображения, развитие навыков взаимодействия, развитие ловкости.

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: в начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Волшебный стул»

Цель: развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Ход игры: один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.

Ход игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.п.

Игры на общение без слов

Главной целью этого этапа является отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми.

«Море волнуется раз!»

«Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три! Морская фигура, на месте замри!» После этой фразы ведущего дети замирают в каких-то позах. Ведущий осматривает получившиеся фигуры, пытаясь отгадать, кого изображают дети. Пока это происходит, дети стоят неподвижно.

«Оживи картину»

Ведущий показывает картинку, а дети пробуют её «оживить».

«Обезьянка и зеркало»

Взрослый - обезьянка, а ребёнок - зеркало, которое повторяет все гримасы обезьянки: надувает щёки, морщит лоб, поднимает брови и т.д.

«Съедобное-несъедобное»

Игроки садятся в ряд или становятся в круг. Ведущий кидает мяч одному из участников и называет любой предмет. Если он съедобный, игрок должен поймать мяч, если несъедобный — отбить.

Игры на внимание к другому

Целью второго этапа является формирование способности обращать на сверстника внимание и уподобляться ему.

«Окажи внимание другому».

Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.

Ход игры: Учащиеся по цепочке говорят что-нибудь положительное друг другу. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я думаю,что ты...»

«Совместный рисунок»

Цель: обучать навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Ход игры: учитель предлагает учащимся разбиться на пары и держась руками за один карандаш выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию попросить участников рассказать трудно ли им было и почему они нарисовали именно это.

«Клубок»

Цель: развивать умение находить в себе минусы и умение их исправлять.

Ход игры: ведущий предлагает ребятам наматывая нить клубка себе на палец назвать свое плохое качество (по кругу). Затем обратно сматывая нить с пальца в клубок сказать как данное качество можно в себе исправить.

Игры на согласованность действий

Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игр третьего этапа задаются так, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью.

«Снегири»

Цель: развитие кругозора, произвольности, умения договариваться и согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Ход игры: педагог рассказывает, что снегири перелетают с места на место небольшими стайками, предлагает разбиться на тройки и полетать как снегири (мама, папа и малыш), но чтобы не потеряться, надо сначала договориться о том куда «лететь».

«Волшебный стул»

 Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.

«Менялки игрушек»

Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игры на общие переживания

Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственн

«Спящая красавица»

«Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже более ста лет красавица спит непробудным 134 сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей красавицы.

«У птички болит крылышко»

Один из детей исполняет роль птички, у которой болит крылышко». Он грустит. Взрослый предлагает ребятам пожалеть птичку.

Воспитатель показывает пример, образец поведения, например, надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит птичку со словами:

«Птичка Саша (Маша) хорошая».

Затем другие дети надевают куклу на руку и также жалеют птичку.

«Разбуди ласково»

Один ребенок «превращается» в кошечку и «засыпает» - ложится на коврик в центре группы. Воспитатель просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (словами, прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игры, направленные на взаимопомощь в игре

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь.

«Старенькая бабушка»

Педагог делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Необходимо перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. «Поводырю» нужно уберечь «старичков» от машин.

«День помощника»

Педагог собирает с утра класс и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».

В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером педагог вновь собирает класс и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

«Заблудившийся ребенок»

Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, а потом, усталый и перепуганный, сел под дерево и заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его дороге, ведущей домой». После рассказа педагог организует сюжетно-ролевую игру. Он напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать; помогает построить дом из воображаемых веток и камней; сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т.д. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать «проблемных» — агрессивных или, наоборот, замкнутых детей.

Игры, направленные на исключение конфликтов

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением  

«Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Ход игры: воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из игроков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово:«Тух-тиби-дух продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито  произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через  некоторое время они не могут не смеяться.

«Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить при¬чину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

Ход игры: для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Вопросы для обсуждения:

—  Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

—  А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

—  А что чувствуют те, кто ссорится?

—  А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

«Возьми себя в руки»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: ребенку говорят - как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы про социального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

«Рисунок по кругу»

Цель: развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; преодоление трудностей в общении; формирование чувства принадлежности к группе, умения сотрудничать. Развитие связной речи.

Материал: альбомные листы (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход игры: педагог предлагает: «Возьмите по одному альбомному листу. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. А теперь за одну минуту нарисуйте то, что вы задумали. (дети рисуют.) Затем передайте свой листочек соседу справа. И опять одну минуту вы будете рисовать, но уже на листочках ваших товарищей. Делаем это до тех пор, пока ваш листочек не окажется опять у вас. Рассмотрите внимательно свою картинку и составьте рассказ по ней».

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью. Учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Ход игры: Перед игрой педагог беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть «широкое озеро».

4. Пробраться через «дремучий лес».

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Вспомни имена своих друзей»

Цель: стимулировать интерес к другому, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.

Ход игры: играющий должен сделать пять шагов, называя при каждом шаге имена друзей — мальчиков или девочек. Игру можно усложнить: называть имена или только мальчиков, или только девочек. Выигрывает тот, кто смог без повторов назвать больше имен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что коммуникативные навыки играют ведущую роль в развитии дошкольников. Они позволяют различать определенные ситуации общения, понимать состояние других людей в этих ситуациях и правильно выстраивать свое поведение на этой основе.

Умение общаться позволяет ребенку решать различные типы задач, возникающих в процессе общения: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, не совпадающие с ним самим), распознавать различные ситуации общения и правила их поведения, правильно и творчески вести себя в ситуациях общения. Чтобы строить.

Список литературы

  1. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез 200.8-64 с.
  2. Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]: Под ред. М.А Панфилова – Москва «Акцидент»,2012.-145с
  3. Михайлова З.А Игра в общении: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей [Текст]: Сост. Михайлова З.А, Непомнящая Р.Л – СПб. : «»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192 С.
  4. Бабаевой Т.И Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-192 с.
  5. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова« «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.-66с.
  6. Игра как средство общения дошкольников [Электронный ресурс]. 
  7. Игры на развитие общения [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников.Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стр...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возроста со сверстниками

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития.          Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Это игры, ...