Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
картотека по психологии

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить свои навыки, в том числе соревнуясь с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется   мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.

Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nagornaya_sbornik.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр

на развитие общения детей дошкольного возраста

подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Нагорная Анастасия Валентиновна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024г.

Содержание

Введение        

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений        

Игры на общение без слов        

Игры на внимание к другому        

Игры на согласованность действий        

Игры на общие переживания        

Игры, направленные на взаимопомощь в игре        

Игры, направленные на исключение конфликтов        

Игры направленные на помощь в совместной деятельности.        

Заключение        

Список литературы        

        

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время во многих образовательных и педагогических изданиях часто публикуется информация о преимуществах игрового общения в обучении. Благодаря тому, что во время игровой деятельности напряжение снижается, и дети действуют легче и раскрепощённые, характер ребенка становится более спонтанно проявляться в игре.

Детские игры разнообразны и имеют несколько классификаций. Выделим наиболее распространенные её виды:

1. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие, большинство из которых, знакомят детей с различными профессиями.

2. Подвижные игры - здесь дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

3. Дидактические игры тоже очень важны для малышей. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и другие.

4. Настольно-печатные игры — это игры малой подвижности, большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.

5. Театрализованные игры – это игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, развивающие речь и творческие способности детей.

Поэтому необходимо всегда поощрять у детей реальный интерес к окружающим их людям, их потребностям, к совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать желание всегда оставаться в контакте и извлекать уроки из неудачного общения. Все эти навыки позволяют ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием для дружеского и плодотворного общения с окружающими.

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

Цели: создать атмосферу безопасности, доверия и принятия внутри группы, научить детей овладевать невербальными средствами общения, развить умение видеть других детей и чувствовать единство группы, научить их координировать действия других детей и свои поступки, развить коммуникативные навыки, это необходимо для успеха.

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: в начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом,

спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Ворота»

Ход игры: дети стоят в кругу, руки опущены. Ведущий называет имя какого-нибудь ребенка, тот хлопает в ладоши над головой, поворачивается вокруг себя, приседает, а дети, стоящие слева и справа от него, берутся за руки и поднимают их вверх, чтобы над присевшим получились высокие ворота. Затем называется имя другого ребенка. Игра продолжается несколько раз.

«Рукавички»

Эта игра проводится на новогоднем празднике. Все дети стоят по кругу. Дед Мороз теряет рукавицу. Ведущая праздника ее находит и, обращаясь к Деду Морозу, спрашивает: “Дед Мороз, а это не твоя рукавичка?”. Дед Мороз отвечает: “Рукавичка-то моя, догоню ее, друзья”. Дети передают друг другу рукавичку, а Дед Мороз ее пытается у детей взять

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, то есть рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

Игры на общение без слов

Основной задачей речевых коммуникативных игр является развитие навыков невербального общения, выразительности и умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.

«Кто – кто в коробочке живет, что – что в коробочке лежит?»

Племя «молчунов» сидит у костра. Каждый по очереди достает из коробочки воображаемый объект: то птичку, которая тут же улетает с руки; то ужа, который вырывается; то горячий уголек. В этой игру говорить нельзя. Остальные члены племени должны догадаться – что каждый достал из коробки.

«Ох, нелегкая это работа»

Ребенку предлагается взять стульчик и по команде взрослого нести его то, как легкий цветок, то, как щенка, то, как мешок с золотым кладом, то, как кастрюлю, полную до краев воды. Необходимо изобразить, как надо двигаться в каждом случае.

«Кисонька ходила, хвостиком водила»

Подберите 6-7 предметов: кусочек ваты, кусочек меха, кисточку для рисования, кусочек поролона, полоску бумаги, стеклянный флакончик, деревянную палочку, кусочек ткани. До игры дети смотрят на предметы, трогают их. Взрослый называет предметы. Дети закрывают глаза, взрослый прикасается и ласково проводит по руке от кисти до локтя или по ноге от щиколотки до колена, или по щеке ребенка. Ребенок должен узнать и назвать предмет. Эта игра благотворно действует на здоровье ребенка, снимает напряжение, раздражительность, тревожность. Гармонизирует отношения с взрослыми.

Игры на внимание к другому

Игры на привлечение внимания к окружающим способствуют развитию умения выражать свое позитивное отношение к окружающим и учат их оказывать или получать знаки внимания.

«Будь внимателен!»

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Затем на слове «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны «аист» - стоять на одной ноге.

«Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

«Поссорились два петушка»

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.

Игры на согласованность действий

Правила установлены таким образом, что дети должны действовать с максимальной последовательностью, чтобы достичь определенных целей. Это требует, во-первых, большого внимания к своим сверстникам, а во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

«Построится по росту»

С закрытыми глазами молча построиться по росту.

«Слепой и поводырь»

Взрослый помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего «слепого» товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Взрослый вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, когда возникают затруднения.

Игры на общие переживания

Цель таких игр помочь человеку принять свое истинное "я", показать себя окружающим не только социально-приемлемой маской, но и почувствовать себя таким, каким тебя видят окружающие.

«Разбуди ласково»

Один ребенок «превращается» в кошечку и «засыпает» – ложится на коврик в центре группы. Воспитатель просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (словами, прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

«Обнимашки»

Ход игры: Игра проводится может проводиться как на свежем воздухе, так и в помещении. Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Передаю «обнимашку» Маше (другое имя ребенка, стоящего справа)». Педагог улыбается, глядя в глаза ребенку, и обнимает его (ее). Ребенок произносит те же слова и обнимает следующего ребенка. Так «обнимашки» проходит по всему кругу. Затем, при желании детей, можно ее запустить в обратную сторону. В завершении игры все берутся за руки и произносят слова: «Мы друг другу улыбаемся, мы друзьями называемся!»

«Запутать шпиона»

Воспитатель: предлагаю вам проверить свою внимательность и выполнить команды, наоборот.

- отпусти руки (поднять руки)

-скрестить руки (развести руки)

-подпрыгнуть (присесть)

- поднять голову (отпустить голову)

-  повернуться влево (повернуться вправо)

- поднять левую руку (поднять правую руку)

- сжать кулаки (растопырить пальцы)

Воспитатель: отлично ребята, вы выполнили все команды!

А мы продолжаем дальше, предлагаю вам пройти к столу, там у нас следующее задание.

Игры, направленные на взаимопомощь в игре

Существуют игры, которые помогут детям научиться сотрудничать, помогать друг другу и понимать.

«Дискотека зайчиков»

Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы — зайчики-попрыгунчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от него». Зайчики вместе с воспитателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки (машут ладонями у головы), весело скачут по полю, смеются, пищат.

«Обиженный зайчик»

 Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не, успел сорвать вкусную морковку, встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.  Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

«Шляпа волшебника»

Игровая задача: вытащить из шляпы картинку и назвать что наколдовал волшебник.

Оборудование: шляпа, картинки.

Ход игры: посмотрите какая у меня есть шляпа волшебника. Давайте посмотрим, что же он наколдовал. Вытащив картинку, вы должны сказать: «Волшебник наколдовал, например, Сыр».

Игры, направленные на исключение конфликтов

Эти игры и упражнения необходимы для предотвращения конфликтных ситуаций и снижения эмоционального напряжения. Они не требуют специальной подготовки и просты в выполнении.

Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящей должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

1. лидер;

2. товарищ лидера («прихвостень»);

3. неприсоединившийся оппозиционер;

4. покорный конформист («баран»);

5. «козел отпущения».

«Подари движение»

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры: выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течение 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.

«Дракон кусает свой хвост»

Ход игры: играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

Игры с различными формами поведения: дети должны делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности.

«5 важных вещей»

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу.

«Клубочек»

Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот, от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

«Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуации, отработка навыков эффективного взаимодействия, умения сотрудничать.

Ход игры. Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача – уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребёнку – хозяину игрушки – даётся любая, которую он может представить как самую любимую.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если в компании детей есть проблемные дети, которые мешают играть другим (они могут бить своих сверстников, обзывать их или, наоборот, прятать от сверстников), вам следует подойти к нему и начать играть с ним в паре, и только после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, вы сможете найдите для него самый сложный способ поиграть с другими детьми. В игре проблемного ребенка можно незаметно вывести из игры, предоставив индивидуальную игру (конструктор, кубики и т.д.).

В период дошкольного возраста происходят существенные изменения в содержании, мотивах и способах общения с взрослыми и сверстниками. Все эти факторы, способствующие взаимодействию малыша с взрослыми и сверстниками через совместную деятельность, устное общение или даже только мыслительные процессы, оказывают сильное воздействие на его психическое развитие.

Обучающие игры не только помогут ребенку развить мышление, но и позволят ему познать окружающий мир, способствуя дальнейшему развитию речи.

Список литературы

1.        Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез 200.8-64 с.

2.        Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]: Под ред. М.А Панфилова – Москва «Акцидент»,2012.-145с

3.        Михайлова З.А Игра в общении: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей [Текст]: Сост. Михайлова З.А, Непомнящая Р.Л – СПб. : «»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192 С.

4.        Бабаевой Т.И Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-192 с.

5.        Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова« «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.-66с.

6.        Игра как средство общения дошкольников [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста. Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...