Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
картотека по психологии

Полкова Яна Александровна

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить свои навыки, в том числе соревнуясь с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется   мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.

Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yana_sbornik_.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр

на развитие общения детей дошкольного возраста.

подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Полкова Яна Александровна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024г.

Содержание

Введение        

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений……….

Игры на общение без слов        

Игры на внимание к другому        

Игры на согласованность действий        

Игры на общие переживания        

Игры, направленные на взаимопомощь в игре        

Игры, направленные на исключение конфликтов        

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности        

Заключение        

Список литературы        

Введение

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить свои навыки, в том числе соревнуясь с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется   мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.

Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: в начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Волшебный стул»

Цель: развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Ход игры: один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.

Ход игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.п.

Игры на общение без слов

Сформировать навыки не посредственного вербального общения - значит отказаться от привычных для ребенка вербальных и объективных методов взаимодействия.

«Приветствие»

Цели: установление межличностных контактов, создание в группе благоприятного микроклимата.

Ход игры. Участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дёргают друг друга за ушко.

Я скучал! Кладут руку себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

«Найди и промолчи».

Цель: развитие концентрации внимания, воспитание стресс устойчивой личности, воспитание чувства товарищества.

Ход игры: Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения ведущего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают предмет взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место.

 Так поступают и другие. Не нашедшим предмет помогают так: все смотрят на предмет, и надо его увидеть, проследив за взглядом остальных.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры: Ведущий предлагает всем встать широким кругом и закрыть глаза. Сам подходит к каждому и шёпотом говорит на ушко название животного («ты будешь коровой, ты будешь собакой, ты будешь кошкой»). Дальше детям предлагают «забыть» человеческий язык, ходить по комнате с закрытыми глазами и говорить так, как говорит «его» животное. Услышав «своё» животное, нужно двигаться ему навстречу. Взявшись за руки, нужно идти уже вдвоём и искать тех, кто также говорит на «вашем» языке.

Игры на внимание к другому

Цель второго этапа-развить способность обращать внимание на сверстника искать похожим на него. Многие дети сосредоточены на себе и своем "я", поэтому другие дети являются лишь фоном их жизни. Задача игры на данном этапе-отвлечь детей от этого и привлечь их внимание к сверстникам.

«Тень»

Взрослый собирает детей и предлагает им разделиться на пары: «Пусть один из вас будет человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например, изобразить, будто они украшают новогоднюю елку, идут в магазин и покупают продукты, просыпаются, умываются и делают зарядку и пр.

«Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

«Угадай, кто это?»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Описание игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

Игры на согласованность действий

Главная задача следующего этапа-научить ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей. Правила игры третьего этапа составлены таким образом, что дети должны действовать с максимальной согласованностью, чтобы достичь определенных целей.

«Дружная пара»

Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

«Угадай, что я делаю»

Ребенок и взрослый с помощью мимики и пантомимики по очереди изображают действия, например, лыжника (катится с горки), дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т.д. И каждый отгадывает, кого изобразил другой игрок.

«Поиграй с пособием»

Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ребенок повторяет те же действия с мячом.

Затем взрослый спрашивает: “Что еще может делать наш мяч?”. Ребенок придумывает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д), а взрослый повторяет.

затем оба игрока выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу, бросание мяча и т.д.

Игры на общие переживания

Цель таких игр-помочь человеку принять свое истинное "я", показать себя окружающим не только социально-приемлемой маской, но и почувствовать себя таким, каким тебя видят окружающие.

Кроме того, вы можете увидеть под маской то, что скрывают другие; они развивают вашу чувствительность и способность замечать не только ваши внутренние процессы, но и то, что происходит с другими.

«Злой дракон»

Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться два-три ребенка. В начале игры взрослый предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране — большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжить поиски другого.   Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки, и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Взрослый ходит между «домами», изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

«Шторм»

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит:

«Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону.

Зато волнам в шторм — одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Но следите за тем, чтобы вы все оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.

«Кто смешнее засмеется»

Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране правил король-смех, и была у него жена — королева-хохотунья. А еще у них было много-много детей-смешинок. Люди в этой стране никогда не грустили и смеялись с утра до вечера. И вот однажды в Страну смеха пришел чужестранец. Его приняли очень гостеприимно и, конечно же, попросили рассказать о тех странах, в которых он побывал. И тогда путник поведал им, что на все соседние государства напала страшная болезнь: люди перестали смеяться и плакали круглые сутки. Долго не спало в эту ночь королевское семейство и все гадало, как же помочь соседям. А наутро король-смех и королева-хохотунья собрали своих детей-смешинок и снарядили их в дорогу, чтобы они разбрелись по свету и научили людей смеяться. С тех пор так и бродят смешинки по миру, и везде, где бы они ни появились, раздается смех, и люди начинают веселиться. И только один раз в году все смешинки возвращаются в свое королевство, чтобы навестить короля и королеву и увидеть друг друга. Что тут начинается! Они смеются так искренне и громко, что земля ходит ходуном. Давайте сегодня устроим праздник смеха и будем все вместе смеяться искренне и радостно, как смешинки. Договорились? Тогда начали. А я посмотрю, кто из вас смеется смешнее». Взрослый начинает заразительно смеяться, подходит к каждому ребенку, смеется вместе с ним, подзывает других детей.

 Игры, направленные на взаимопомощь в игре

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания.

«Мне нужна поддержка»

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

«Слепой»

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?

Что мне больше подходило – вести или следовать?

Когда я чувствовал дискомфорт?

Что мне понравилось в моем партнере?

Что бы я ему посоветовал?

«Раскачивание в круге»

Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.

Игры, направленные на исключение конфликтов

Повышение уровня подготовки студентов к правильному поведению в конфликтных ситуациях в образовательной практике.

«Тайный друг»

Материалы: маленькие одинаковые листочки бумаги, ручка.

Каждый участник группы пишет свое имя на отдельном листке, заворачивает его и складывает вместе, и каждый из участников группы достает лист бумаги с именем другого участника, который будет его "тайным другом". Для своего тайного друга вам нужно делать различные приятные сюрпризы и небольшие подарки, но о них не заметит.

Игра может длиться несколько дней.

В конце игры все участники высказывают свои предположения о том, кто их тайный друг, а затем объявляют настоящего тайного друга.

«Подарок»

Все сидят или стоят в кругу. Первый игрок представляется и дарит подарок соседу справа: «Я Ваня. Я дарю вам цветочек», при этом Ваня мысленно держит в руке цветочек и передает его. И так далее. Когда круг закончен, в обратном направлении каждый участник игры высказывает свое отношение к подаренному ему подарку.

«Воробьиные драки»

Цель: снятие физической агрессии.

Ход игры: дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

Научить детей быть открытыми для взаимодействия с другими людьми и следовать общему ритму движений.

«Эхо»

Описание игры: Дети реагируют на слова ведущего дружным эхом. Например, члены группы отвечают на аплодисменты воспитателя негромкими аплодисментами.

Ведущий может подавать и другие сигналы: серию аплодисментов в определенном ритме, постукивание по столу, стенам, коленям, постукиванием т.д.  При выполнении в небольшой подгруппе одна подгруппа оценивает согласованность действий другой.

«Добрые животные»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других людей, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры: Ведущий говорит: Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы-одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как он  дышит. А теперь давайте дышать вместе, один шаг вперед, один шаг назад. А теперь мы делаем 2 шага на вдохи 2 шага назад на выдох. Так доброе животное не только дышит, но и бьется своим большим добрым сердцем. Стук будет приближаться, а стук-отступать. Мы все вдыхаем в себя этого зверя и стучим.

"Я хочу с тобой подружиться"

Цель: объединить и установить надежный контакт между детьми.

Ход игры: из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с.…», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

Заключение

 Все эти навыки позволяют ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием для дружеского и плодотворного общения с окружающими.

Поэтому необходимо всегда поощрять у детей реальный интерес к окружающим их людям, их потребностям, к совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать желание всегда оставаться на связи и учить их извлекать уроки из неудачного общения.

Список литературы

  1. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез 200.8-64 с.
  2. Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]: Под ред. М.А Панфилова – Москва «Акцидент»,2012.-145с
  3. Михайлова З.А Игра в общении: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей [Текст]: Сост. Михайлова З.А, Непомнящая Р.Л – СПб. : «»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192 С.
  4. Бабаевой Т.И Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-192 с.
  5. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова« «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.-66с.
  6. Игра как средство общения дошкольников [Электронный ресурс]. 
  7. Игры на развитие общения [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника...

Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"

О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

В данной статье рассматриваются особенности реализации образовательных задач по речевому развитию у дошкольников в контексте современных требований. Современный ребёнок – это житель XXI века, на...