Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
картотека по психологии

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить свои навыки, в том числе соревнуясь с другими сверстниками.

Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется   мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.

Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tereshchenko_kristina_1.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр

на развитие общения детей дошкольного возраста

подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Терещенко

Кристина Андреевна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024г.

Содержание

Введение        

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений        

Игры на общение без слов        

Игры на внимание к другому        

Игры на согласованность действий        

Игры на общие переживания        

Игры, направленные на взаимопомощь в игре        

Игры, направленные на исключение конфликтов        

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности        

Заключение        

Список литературы        

Введение

Игра в дошкольном возрасте имеет большое значение для развития.          Игры в процессе обучения вызывают большой интерес у дошкольников. Участие дошкольников в играх, которые представлены в сборнике, способствует их напористости, развивает усидчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества, а также способствует развитию коммуникативных компетенций детей.

Теория и практика игры охватывает широкий круг вопросов и проблем происхождение и природа игры, ее структура и содержание, виды игры и их значение, методы обучения  и многое другое являются предметом глубоких исследований  психологов и педагогов.

 Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра.

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

«Комплименты»

Цель: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств

Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

«Прощай»

Цель: Учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Ход игры дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

«Профессор»

Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

Ход игры: Каждому ребенку по очереди предлагается надеть специальную «профессорскую» шапочку. Педагог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:

- нечаянно обидел своего друга…

- с тобой никто не хочет дружить…

- твоего друга обидели…

- твой друг заплакал и загрустил…

- твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…

- у твоего друга что-то не получается…

- твой друг знает больше чем ты…

- твой друг нарушил правила поведения в группе…»

Игры на общение без слов

.

«Свеча умений»

Ведущий зажигает свечу, и участники, передавая ее по кругу, высказывают свои ощущения, чувства по поводу проведенного тренинг

«Непослушные шарики»

Участники группы делятся на 3 подгруппы, образуют 3 круга и берутся за руки. Инструкция. Я сейчас буду бросать воздушные шарики в ваши круги. Задача – отбивать их всеми частями тела (плечами, лбами, носами и т.д.), не дать им упасть или вылететь из круга. Руки расцеплять нельзя. Сначала я брошу по одному шарику в каждый круг, затем количество шаров буду увеличивать. Победит та команда, которая будет одновременно отбивать большее количество шариков.

 «Почтальон»

Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до Лены».

Сережа начинает передавать «письмо».

 Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится.

 Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

«Дирижёр»

Цель: Концентрация внимания, умение понимать невербальные сигналы.

 Ход игры Взрослый поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) хлопки.

Игры на внимание к другому

«Запрещенный цвет»

Цель на концентрацию и распределение внимания

 Перед началом игры установите правила:
- нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
- нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

«Части тела»

Усадив перед собой детей, необходимо показывать им части тела и называть их вслух. При этом дети должны повторять. Далее, родители делают хитрость, называют одну часть тела, а проговаривают другую. Например, указывают на нос, а говорят: «Это колено». Задача детей правильно показывать на себе те части тела, которые им проговаривают, не смотря на желание родителей запутать ребенка.

«Найдите отличия»

 Заранее предупредите ребенка, что данная картинка содержит 5, 7 или 10 отличий и пусть он внимательно их отыскивает. Для удобства можно взять простой карандаш в руку и отмечать те элементы, которые он уже нашел. Если с поиском отличий у ребенка получается пока не очень хорошо, не показывайте ему, что конкретно он пропустил. Можно просто подсказать: «Посмотри на то…» или «Чего не хватает на…»

Игры на согласованность действий

«Дружная пара»

Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

«Сиамские близнецы»

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил-был злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. Тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала — шаг двумя сросшимися ногами, потом — единый шаг двумя боковыми ногами (взрослый выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите нож, в другую — вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.

«Веселые хлопушки»

Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения- хлопает левой рукой по левому колену.

Ребенок должен повторить это движение. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет и это движение и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

Игры на общие переживания

«Жизнь в лесу»

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык.

Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает).

 Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

«Общий круг»

 Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу.

 Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

«Две страны»

Взрослый распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: "Когда-то давным-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь.

Теперь ваша задача – заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит"

  Игры, направленные на взаимопомощь в игре

«День помощника»

Взрослый собирает с утра всю группу и говорит: "Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его". В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером он вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

«Щедрые подарки»

Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей:

 Один ребенок  - Фея Щедрости.

    Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры:  Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

 «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

    Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл.

Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

«Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры:  Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

   Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

   Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.   

   Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

 

Игры, направленные на исключение конфликтов

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением

Цель: актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации

Описание игры: детям предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.

Примеры конфликтных ситуаций:

1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт

2. Вы решили поиграть в игру «Магазин», но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта, обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон.

«Телефонный разговор»

Цель: развитие навыков активного слушания и улучшение понимания различных точек зрения.

Ход игры : Участники разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Один из них рассказывает историю или делится своим мнением о какой-то ситуации, а другой внимательно слушает. После этого второй участник должен передать услышанное, используя свои слова, чтобы убедиться, что он правильно понял суть. Затем игроки меняются ролями.

 «Жучок»

Цель: Раскрытие групповых отношений.

Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки, и водит до тех пор. Пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

лидер; товарищ лидера; неприсоединившийся оппозиционер; покорный конформист; «козёл отпущения».

«Позитивное переосмысление»

Цель: переосмысление конфликтных ситуаций и поиск позитивных аспектов.

Описание: Участники разбиваются на группы и обсуждают конфликтные ситуации, с которыми они сталкивались. Задача каждого участника — найти позитивные аспекты в этих ситуациях, например, возможности для личностного роста, новые знания или укрепление отношений. Это упражнение помогает участникам научиться смотреть на конфликты с другой стороны и осознавать, что из них можно извлечь пользу.

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

«Чей голосок?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Ход игры : дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре.

Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

в процессе совместной деятельности.

«Живые прыгалки» (с 3-4 лет)

Цели: Формировать «зоны радости» в групповой игре. Воспитывать привычку согласовывать свои действия с партнерами в игре.

Материал: прыгалки по количеству пар. Карточки (по мере необходимости)

Описание игры: 

Играть можно с применением карточек и без них. Двое детей крутят скакалку (мне нравится то, что я делаю, независимо от того, с кем это делаю)

Правила и ход  игры:

  • Прыгалки должны крутить одновременно два человека;
  • В каждой паре обязательно должны быть девочка и мальчик;
  • Имена обоих игроков должны начинаться на одну и ту же букву.

«Давайте посмотрим, чьи прыгалки скорее оживут». Игру можно разнообразить, если ведущий вручит каждой паре жетоны с указанием ее порядкового номера в зависимости от  скорости выполнения задания.

«Зрительный зал» (с 3-4 лет)

Цели:  Повышение культуры диалога. Воспитание ответственности за принятое решение. Формирование навыка включения в коллективную деятельность по правилам. Развитие умения соблюдать очередность. Проверка уровня осознания ребенком своих отличительных особенностей, отражающегося в его речевой деятельности.

Материал: стулья по количеству игроков или больше, карточки    (по мере необходимости)

Организация игрового пространства: 

Расставить стулья как  в кинотеатре, разложить на столе карточки.

Правила и ход игры:

Сейчас мы пойдем в кинотеатр. Билеты на просмотр фильма лежат здесь. Каждый из вас возьмет один билет и займет свое место в зрительном зале. До начала фильма контролеры  будут проверять, правильно ли вы нашли место в зрительном зале. Тот, кто сел не на свое место, будут выведены из зала. Игру можно закончить просмотром диафильма или мультфильма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Мы можем сделать вывод что в развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм

 (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения.

 Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Список литературы

  1. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез 200.8-64 с.
  2. Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]: Под ред. М.А Панфилова – Москва «Акцидент»,2012.-145с
  3. Михайлова З.А Игра в общении: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей [Текст]: Сост. Михайлова З.А, Непомнящая Р.Л – СПб. : «»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192 С.
  4. Бабаевой Т.И Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-192 с.
  5. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова« «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.-66с.
  6. Игра как средство общения дошкольников [Электронный ресурс]. 
  7. Игры на развитие общения [Электронный ресурс].

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста. Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...