Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
картотека по психологии

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить свои навыки, в том числе соревнуясь с другими сверстниками. Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов. Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhinskaya_sbornik.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр

на развитие общения детей дошкольного возраста

подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Важинская Ульяна Антоновна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024г.

Содержание

Введение

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

Игры на общение без слов

Игры на внимание к другому

Игры на согласованность действий

Игры на общие переживания

Игры, направленные на взаимопомощь в игре

Игры, направленные на исключение конфликтов

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время во многих образовательных и педагогических изданиях часто публикуется информация о преимуществах игрового общения в воспитании. Из-за того, что во время игровой деятельности снижается напряжение, а дети ведут себя более легко и раскованно, в игре более спонтанно раскрывается характер ребенка.

Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.

Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

Цели: создать атмосферу безопасности, доверия и принятия в группе, научить детей овладевать невербальными средствами общения, развить способность видеть других детей и чувствовать единство сними, научить их координировать свои действия с действиями других детей, развить коммуникативные навыки, необходимые для успеха, который есть.

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: в начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия,

принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом,

спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ

приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Ворота»

Ход игры: дети стоят в кругу, руки опущены. Ведущий называет имя какого-нибудь ребенка, тот хлопает в ладоши над головой, поворачивается вокруг себя, приседает, а дети, стоящие слева и справа от него, берутся за руки и поднимают их вверх, чтобы над присевшим получились высокие ворота. Затем называется имя другого ребенка. Игра продолжается несколько раз.

«Паровозик с именем».

Ход игры: педагог собирает детей вокруг себя и говорит: «Превращения начинаются. Выбираем паровозик (одного ребенка, остальные – вагончики). «Паровозик» сейчас назовет свое имя и начнет движение. Остальные ребята будут ритмично хлопать в ладоши и в ритм хлопков произносить имя «Паровозика». Например: Са - ша, Са - ша. Саша проезжает круг и выбирает другого ребенка «Паровозиком».

Игра продолжается несколько раз.

Игры на общение без слов

Основной задачей речевых коммуникативных игр является развитие навыков невербального общения, выразительности и умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.

«В стране глухих»

Внук как будто пришел к бабушке, которая уже старенькая и плохо слышит. На вопросы бабушки внуку приходится отвечать языком жестов. По ситуации внук может прийти со двора, из леса, из детского сада, из кино, со дня рождения.

«Ох, нелегкая это работа»

Ребенку предлагается взять стульчик и по команде взрослого нести его то как легкий цветок, то как щенка, то как мешок с золотым кладом, то как кастрюлю, полную до краев воды. Необходимо изобразить, как надо двигаться в каждом случае.

«Волны»

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: "В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться – как волны, когда они искрятся на солнце". Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, "волны" окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Игры на внимание к другому

Игры на привлечение внимания к окружающим способствуют развитию умения выражать свое позитивное отношение к окружающим и учат их оказывать или получать знаки внимания.

Игра «Переходы»

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали».

Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д. Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз – от самых светлых до самых темных.

«Разговор сквозь стекло»

Взрослый помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы договорились, можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Взрослый выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Взрослый следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.

«Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

Игры на согласованность действий

Правила установлены таким образом, что дети должны действовать с максимальной последовательностью, чтобы достичь определенных целей. Это требует, во-первых, большого внимания к своим сверстникам, а во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

«Лепим скульптуры»

Взрослый помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас будет скульптором, а другой – глиной. Глина очень мягкий и послушный материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей в различных позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может понимать людей. Для начала взрослый выбирает любого ребенка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своей будущей статуи. После этого дети лепят самостоятельно, взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. Взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.

«Сороконожка»

Взрослый рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых сорок ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку.

Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее». Взрослый помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем взрослый говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер. Отдохнув, сороконожка продолжает свой путь.

«Построится по росту»

С закрытыми глазами молча построиться по росту.

Игры на общие переживания

Цель таких игр помочь человеку принять свое истинное "я", показать себя окружающим не только социально-приемлемой маской, но и почувствовать себя таким, каким тебя видят окружающие.

«Верхолазы»

На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы — скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы — скалолазы — До верха дошли, Ветра проказы Нам не страшны.

Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой — глубокая пропасть. Поэтому на ней можно стоять, только очень тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.

«Разбуди ласково»

Один ребенок «превращается» в кошечку и «засыпает» – ложится на коврик в центре группы. Воспитатель просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (словами, прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игры, направленные на взаимопомощь в игре

Существуют игры, которые помогут детям научиться сотрудничать, помогать друг другу и понимать

«Дискотека зайчиков»

Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы — зайчики-попрыгунчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от него». Зайчики вместе с воспитателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки (машут ладонями у головы), весело скачут по полю, смеются, пищат.

«Обиженный зайчик»

Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не , успел сорвать вкусную морковку, встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты. Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

«Актеры»

Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Вы все актеры, а я — зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает. Нахмурьтесь, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница. Улыбнитесь, как кот на солнце, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели солнце. Позлитесь, как ребенок, у которого отняли мороженое, как два барана на мосту, человек, которого ударили. Испугайтесь, как дети, потерявшиеся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака. Станьте усталыми, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху. Отдохните, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, помогший маме убрать всю квартиру, воин после победы.

Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои и точно передать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим состоянием».

Игры, направленные на исключение конфликтов

Эти игры и упражнения необходимы для предотвращения конфликтных ситуаций и снижения эмоционального напряжения. Они не требуют специальной подготовки и просты в выполнении.

«Подари движение»

Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры: выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течение 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.

«Ладонь в ладонь»

Материал: стол, стул, и т. д.

Ход игры: Дети становятся попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору в идее кучи подушек, реку (виде разложенного полотенца или железной дороги) и т. д

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

Игры с различными формами поведения: дети должны делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности.

«Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуации, отработка навыков эффективного взаимодействия, умения сотрудничать.

Ход игры. Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача – уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребёнку – хозяину игрушки – даётся любая, которую он может представить как самую любимую.

«Мастер и подмастерья»

Взрослый делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок — мастер, остальные — подмастерья. Взрослый говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликацию старайтесь делать как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один вырезает детали нужной формы, другой — ищет нужные цвета, третий — намазывает клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, можно устроить выставку.

«Общая картина»

Взрослый приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»

Заключение

Эти игры основаны не на описаниях, поощрениях или обвинениях, а на организации прямых взаимоотношений между детьми. Поддерживайте каждого ребенка, показывая ему, что другие дети — это не противники или конкуренты, а люди, которые тесно связаны с ним и во многом похожи на него.

Список литературы

  1. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез с.
  2. Панфилова М.А Игротерапия общения [Текст]: Под ред. М.А Панфилова – Москва «Акцидент»,#1089;
  3. Бабаевой Т.И Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: Под ред. Т.И Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», с.
  4. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова« «ДЕТСТВО-ПРЕСС» #1089;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста. Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...