Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
картотека по психологии

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить свои навыки, в том числе соревнуясь с другими сверстниками.Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких игра укрепляется   мышление: планы действий, прогнозы, оценка вероятности успеха, выбор вариантов.Дошкольники начинают интересоваться личными морально-этическими взаимоотношениями, а также новыми для ребенка нормами межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zholobova_m._sbornik_1.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр

на развитие общения детей дошкольного возраста

подготовила студентка группы №3203 специальность Дошкольное образование

Жолобова Марина Андреевна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2024г.

Содержание

Введение

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

Игры на общение без слов

Игры на внимание к другому

Игры на согласованность действий

Игры на общие переживания

Игры, направленные на взаимопомощь в игре

Игры, направленные на исключение конфликтов

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.


Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

Цели: развивать коммуникативные навыки, создавать атмосферу безопасности, доверия и принятия в группе, учить детей овладевать невербальными средствами общения, развивать способность видеть других детей и чувствовать единство группы, а также учить их согласовывать свои действия с действиями других детей. Это необходимо для достижения успеха.

«Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

Ход игры: в начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, Щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

«Волшебный стул»

Цель: развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции.

Ход игры: один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.

Ход игры: дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.п.

«Комплименты»

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Ход игры: дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говорят комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игры на общение без слов

Основной задачей речевых коммуникативных игр является развитие навыков невербального общения, выразительности и умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Сформировать навыки не посредственного вербального общения — значит отказаться от привычных для ребенка вербальных и объективных методов взаимодействия.

«Приветствие»

Цели: установление межличностных контактов, создание в группе благоприятного микроклимата.

Ход игры. Участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дёргают друг друга за ушко.

Я скучал! Кладут руку себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.


«Найди и промолчи».

Цель: развитие концентрации внимания, воспитание стресс устойчивой личности, воспитание чувства товарищества.

Ход игры: Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения ведущего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают предмет взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место.

Так поступают и другие. Не нашедшим предмет помогают так: все смотрят на предмет, и надо его увидеть, проследив за взглядом остальных.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры: Ведущий предлагает всем встать широким кругом и закрыть глаза. Сам подходит к каждому и шёпотом говорит на ушко название животного («ты будешь коровой, ты будешь собакой, ты будешь кошкой»). Дальше детям предлагают «забыть» человеческий язык, ходить по комнате с закрытыми глазами и говорить так, как говорит «его» животное. Услышав «своё» животное, нужно двигаться ему навстречу. Взявшись за руки, нужно идти уже вдвоём и искать тех, кто также говорит на «вашем» языке.


Игры на внимание к другому

Формировать умение видеть сверстника, обращать на него внимание и сравнивать с ним.

Игры на внимание к другому способствуют развитию умения выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания.

«Тень»

Взрослый собирает детей и предлагает им разделиться на пары: «Пусть один из вас будет человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например, изобразить, будто они украшают новогоднюю елку, идут в магазин и покупают продукты, просыпаются, умываются и делают зарядку и пр.

«Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.


«Угадай, кто это?»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Описание игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

Игры на согласованность действий

Научите ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей.

«Сороконожка»

Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и пол. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем воспитатель говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.

«Составные фигуры»

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был, видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» и т.д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона.

Воспитатель помогает детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди хобот, за ним голова, по бокам уши и т.д.

Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность движений. В качестве такой составляемой фигуры могут быть любые животные (дракон, собака и пр.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т.д.

Игры на общие переживания

Цель таких игр — помочь человеку принять себя настоящего, показать себя другому и почувствовать, каково это, когда другой видит тебя, а не только социально приемлемую маску.

Кроме того, игры позволяют заглянуть под маски, за которыми прячутся другие; они развивают чуткость и способность замечать не только свои внутренние процессы, но и то, что происходит с другими людьми.

«Солнышко»

Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках «лучики тепла» (какой-либо предмет). Воспитатель заме­чает:

– Посмотрите, что-то наш Андрей совсем замерз! Надо его отогреть!

«Замерзшего» сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок дает свой «лучик» и говорит, что ему нравится в «замерзшем». Тот, кого «согревают», благодарит, гово­рит: «Спасибо».


«У птички болит крылышко»

Один из детей исполняет роль птички, у которой болит крылышко». Он грустит.

Взрослый предлагает ребятам пожа­леть птичку. Воспитатель показывает при­мер, образец поведения, например, наде­вает на руку куклу-котенка и его лапками гладит птичку со словами: «Птичка Саша (Маша) хорошая». Затем другие дети наде­вают куклу на руку и также жалеют птичку.

«Разбуди ласково»

Один ребенок «превращается» в ко­шечку и «засыпает» – ложится на коврик в центре группы. Воспитатель просит по очереди будить «спящую кошечку». Жела­тельно делать это по-разному (словами, прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Игры, направленные на взаимопомощь в игре

Представлены игры, которые помогут детям научиться сотрудничать, помогать друг другу, понимать. Направлены на развитие коммуникативных УУД.

«Мне нужна поддержка»

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе.

Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

«Слепой»

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

  • В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?
  • Что мне больше подходило – вести или следовать?
  • Когда я чувствовал дискомфорт?
  • Что мне понравилось в моем партнере?
  • Что бы я ему посоветовал?

«Раскачивание в круге»

Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.


Игры, направленные на исключение конфликтов

Данные игры и упражнения необходимы для профилактики конфликтных ситуаций, уменьшения эмоционального напряжения

«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть все хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех.

«Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают воображаемые волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности следует расширять перечень хороших качеств.

«Общая картина»

Взрослый приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили. Всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»

Упражнение «Что и когда я чувствую»

Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развить умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Воспитатель спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люди. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…», «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

Игры, направленные на помощь в совместной деятельности

Направлены на развитие доброжелательных отношений между малышами в совместной деятельности и на сближение детей и взрослого. Формирование навыка включения в коллективную деятельность по правилам

«Клубок по кругу»

Цель: знакомство, сплочение группы.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д. Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Перекличка»

Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

«Передай по кругу»

Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей

Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу. В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения с взрослыми и сверстниками, среди которых все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.

Развивающие игры не только помогут ребенку научиться мыслить, но и дадут представление про окружающий мир, будут способствовать дальнейшему развитию речи.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками: пособие для педагогов [Текст]: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова. Москва Мозаика-Синтез с.
  2. Панфилова М. А. Игротерапия общения [Текст]: под ред. М. А. Панфилова – Москва «Акцидент»,#1089;
  3. Михайлова З. А. Игра в общении: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей [Текст]: Сост. Михайлова З. А., Непомнящая Р.Л – СПб.: «» ДЕТСТВО-ПРЕСС», С.
  4. Бабаевой Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст]: под ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с.
  5. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. [Текст]: ФГОС ДО/ Под ред. М.В. Егорова ««ДЕТСТВО-ПРЕСС» #1089;.
  6. Игра как средство общения дошкольников [Электронный ресурс].
  7. Игры на развитие общения [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста. Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...