Статья музыкотерапия
статья (старшая группа) на тему

Голубева Наталья Леонидовна

Статья «Музыкотерапия – это…»

 

1. Немного истории.

 

2. Секрет музыки разгадан.

3. Лечение музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья музыкотерапия24.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкотерапия – это…»

 Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».

Было доказано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Музыка стимулирует человека не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.

Магическая сила музыки может привести человека в отчаяние, заставить смеяться или, наоборот, успокоить. Но музыка еще и мощное лечебное средство, способ глубоко воздействовать на физическое и психическое состояние человека.

1. Немного истории.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Одни мелодии великий ученый использовал “чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя”, другие мелодии – “против ярости и гнева, против заблуждений души”.

Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла.

В XIV веке Западную Европу охватила грандиозная эпидемия знаменитой виттовой пляски. По улицам городов и селений бродили толпы неистово дергавшихся бесноватых людей, которые выкрикивали нечленораздельные звуки, непристойности и богохульства, падали с пеной у рта. Эпидемия быстро прекращалась лишь там, где властям удавалось вовремя призывать музыкантов-инструменталистов, игравших медленную, спокойную, умиротворяющую музыку.

2. Секрет музыки разгадан.

Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека. Оказывается, музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Детям с умственными или физическими трудностями она помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с возрастным развитием. Музыкотерапия помогает людям с умственными или физическими недостатками, неврологическими проблемами, помогает пожилыми переживать проблемы острых или хронических болезней. Музыкотерапия помогает облегчению боли и уменьшению нервного напряжения. Эффективно показала себя с детьми и взрослыми - жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия.

Ряд исследований демонстрируют анальгетические и релаксирующие свойства музыкотерапии, что нашло применение при лечении хронических болевых синдромов различной этиологии. Наибольшее применение музыкотерапия получила в гериатрической практике. Имеются наблюдения об улучшении функционального состояния и уменьшении патологической симптоматики в процессе реабилитации пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения.

Ряд исследований посвящено успешному использованию музыки в комплексном лечении болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера. Естественно, в таких случаях, музыкотерапия является лишь дополнением к основному лечению. Однако, применение музыки в качестве метода при лечении целого ряда заболеваний в силу эффективности, отсутствия побочных явлений и дешевизны, представляется достаточно перспективным и доступным для широкого применения.

Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности.

В зарубежной литературе мы находим широкое использование музыкальной терапии не только при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и кончая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях "большой" психиатрии, но и в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т. е. везде, где лечащие врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддержать их духовные силы в борьбе с тем или иным заболеванием.

В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества. Они используются в медицинской связи, чтобы облегчить контакт, взаимодействие, самовыражение и саморазвитие.

Как наилучший способ лечения выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше – пение. В процессе игры человек совершает какие-то движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Напрямую с дыхательной системой это связано у духовых музыкантов. Чтобы воспроизвести мелодию, музыканту приходится дышать в ее темпе.

Исследования показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп лучше у музыкантов, и психологическое восприятие музыки у них тоньше: они могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно.

При пении, непосредственно механические колебания голосовых связок передаются по организму, несомненно, с большей амплитудой, чем при прослушивании, где звуковой сигнал должен пройти еще толщу воздуха. С другой стороны, если делать звук громким, то это может отрицательно сказываться на слуховом аппарате и психологическом восприятии. Стоит отметить, что музыкант и певец сам может регулировать темп и громкость мелодии, в зависимости от того, что нужно организму. Таким образом, пение – идеальный способ лечения.

На сеансах лечебной музыки устанавливается среда полного доверия и творческой релаксации. Доверие и связь между участниками группы и психологом необходимы для лечебного процесса, в котором акцент помещен в разработку внутренних человеческих ресурсов. Психолог не расспрашивает о горе или болезни, а входит в музыкальный контакт с  эмоциями и ощущениями участников группы. Часто именно это придает человеку сил в борьбе с недугом или попросту помогает разобраться в себе.

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать:

  • самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
  • интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
  • обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
  • самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии группе предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения.

В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. При активной музыкотерапии участники группы сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.).

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Пение используется, чтобы помочь людям с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию, ритм и помогает в управлении дыханием. Песни помогают пожилым людям вспомнить значительные события в их жизни, с которыми связаны положительные эмоции. Музицирование на инструментах раскоординированным людям помогает в восстановлении координации движений, а игра в инструментальных ансамблях помогает закомплексованному человеку осваиваться в коллективе.

Ритмические занятия используются, чтобы улучшить потенциал в движении, проворстве, силе, равновесии, координации, походке, искусстве дыхания и мускульной релаксации. Ритмические компоненты музыки помогают увеличивать жизненный тонус. Импровизация же освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Через пение, музицирование и танец люди взаимодействуют друг с другом и переживают чувства, невозможные в повседневной жизни. При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности.

Песня как средство выражения и понимания опасений помогает избавиться от страхов. Для людей с хроническими болезнями музыкотерапия - большая помощь для исследования переживаний относительно жизни и смерти.

Музыкотерапия хорошо сочетается с физическими упражнениями. Любые физические упражнения будут более полезны, если их делать так, как нравится, а не так, как предписано спортивной наукой. Главное - это получить удовольствие и счастье от процесса. В музыкотерапии надо идти вслед за движением, вслед за музыкой, надо стараться больше думать не о теле, а обращать внимание только на наслаждение внутри себя. В определенный момент вы почувствуете, что уже не вы идете за музыкой, а музыка несет вас. Какая музыка? Та, что родилась в вас самих.

Когда человек под влиянием музыкотерапии овладевает способностью двигаться изнутри, это всегда очень приятно. Извне становится заметно, что этого человека направляет что-то прекрасное, делающее его более тонким, сильным и красивым, что-то, что одновременно руководит им и дает ему свободу. Также музыкотерапию хорошо сочетать с ароматерапией, дыхательными упражнениями и с живописью.

Слушание музыки помогает развитию особого типа внимания и памяти, облегчает процесс преодоления трудностей, обеспечивая творческую среду для самовыражения. Музыка вызывает воспоминания и ассоциации. Активное слушание музыки в расслабленном и восприимчивом состоянии стимулирует мысли, образы и чувства, которые могут быть далее исследованы и обсуждены в группе. Слушание музыки - хороший способ исследовать и понимать нашу и другие культуры.

При музыкотерапии происходит постоянный приток энергии внутрь нашего организма до тех пор, пока не достигается гармония. Музыкотерапия приводит человека к пониманию и использованию силы этой гармонии, которая незаметно направляет процесс ее достижения. При музыкотерапии человека учат и направляют не правила и законы, а соматическая (телесная) реальность, которую музыка возвращает к самым первым ощущениям после рождения, давно забытым нами, чтобы эта реальность родилась вновь.

Анализ влияния разного типа музыки (время воздействия 30 мин -1 час) показал, что универсально улучшает самочувствие человека только духовная музыка и классическая музыка. Исследования, проведенные научным руководителем акустической лаборатории Е.О. Калашниковой в Военно-медицинской академии и доцентом Л.П. Павловой - в Институте физиологии им.  А.А. Ухтомского (г. Санкт-Петербург) показали, что из духовной музыки наиболее эффективно воздействуют духовные православные песнопения, которые на протяжении ХХ веков передавались из поколения в поколение, и колокольный звон.

Эффективность и универсальность такого подхода оказалась ошеломляющей. Достаточно 7-10 получасовых или часовых акустических сеансов, проводимых с интервалом 1-3 дня, чтобы у психосоматических больных оптимизировать функции головного мозга: улучшить память, снизить судорожную готовность, нормализовать сон, а также - очистить органы от песка, повысить лактацию у кормящих матерей, расширить слуховой диапазон у безнадежно слабослышащих.

Достоинствами музыкотерапии, как технологии психолого-педагогической  работы с детьми дошкольного возраста  являются:

1. Абсолютная безвредность.

2. Легкость и простота применения.

3. Возможность контроля.

4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

5. Эффективна в коррекции нарушений общения, возникших по разным причинам.

6. Не требует специального назначения врача.

Технология музыкальной терапии в психолого-педагогической  работе с детьми дошкольного возраста актуальна т.к. она может использоваться в таких учреждениях как детские сады, реабилитационные центры, стационары.

Список литературы:

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.
  2. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления .- М.: Музыка, 1974.
  3. Березанцев А. Ю. Теоретические и практические аспекты соматоформных расстройств и психосоматики (сообщение 1) // Российский психиатрический журнал. - 2001. - № 5.
  4. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности.- Л., 1974.
  5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.
  6. Басов В. Психотренинги с музыкой. Практический курс современной психотерапии. 2000.
  7. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления .- М.: Музыка, 1974.
  8. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
  9. Шушарджан С.В.. Здоровье по нотам. – М., изд-во "Перспектива", 1994.
  10. Шушарджан С.В.. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., изд-во "Антидор", 1998.
  11.  Элькин В.М. Театр цвета и мелодии ваших страстей. Спб. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

Статья " Музыкотерапия и ее приемы в детском саду для музыкальных руководителей.

Статья " музыкотерапия и приемы в детском саду для музыкальных руководителей."...

Статья " Музыкотерапия и дети с ОВЗ"

Музыкотерапия является психотерапевтическим методом, в основе которого лежит исцеляющее действие музыки на психологическое состояние человека....

Статья "Музыкотерапия в ДОУ"

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации образовательной деятельности.Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогресс...

Статья "Музыкотерапия в детском саду"

Музыкальная терапия (или «музыкотерапия», дословно – «исцеление музыкой» от латинского, «музыка» и греческого «лечить») – это психотерапевти...

Статья. Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

УДК 159.9СТАТЬЯ Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста Савченко Олеся ВалентиновнаДетский сад «Золотой ключик», г. Пыть-яхмузыкальный руководитель Борисова Еле...

Статья: «Музыкотерапия как средство для коррекции психических заболеваний ребенка»

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...