Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Песочная терапия и ребенок

    Иванова Татьяна Ивановна

    Что нужно для игры в песок?

    А нужно , в сущности, так мало:

    Любовь, желание, доброта,

    Чтоб  Вера в Детство не пропала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pesochnaya_terapiya_i_rebenok.docx17.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Песочная терапия и ребенок

    Консультация для родителей

     "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" К.Д. Ушинский

    Какой ребёнок не любит возиться в песке? А ведь это, казалось бы, незамысловатое развлечение многих поколений детей имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочная терапия сегодня – это эффективный способ помочь ребёнку дошкольного возраста вырасти гармоничной и целостной личностью.

    Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.  

     Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

     Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легкими ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

     Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир,  и ребенок полностью погружается в игру.  Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе", именно так переводится термин "психотерапия". Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и переживаний.

    У песочной терапии есть свои преимущества перед глиной, пластилином, красками. Песок- природный материал, приятный на ощупь, с ним можно проводить много манипуляций. А главное, здесь не нужно иметь никаких особых навыков- даже если ребенок отстает в развитии, он не будет переживать, что ничего не получается.

    Возникает ряд вопросов: «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений,  надо  познакомить детей с правилами постоянно повторяющего ритуала.  Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха и т.д.). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты.

     По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни. Кроме того, песок: развивает мелкую моторику; тактильные чувства; открывает широкий простор для проявления фантазии; помогают регулировать механизмы наглядно- образного мышления, памяти.

    Песочная терапия носит для ребенка и обучающий характер. Рисуя песком на доске, он может изучать цифры, буквы, учить, где право-лево, развивать творческие способности.

    Детская песочная терапия помогает справиться  с разными нарушениями  поведения, наладить взаимоотношения  с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страхов, неврозов.

    Песочная терапия практически не имеет противопоказаний. Ограничениями  для применения песочной терапии являются только серьезные психические заболевания, непереносимость песка, кожные заболевания, порезы рук, заболевания легких.

    В песочнице могут проводиться не только индивидуальные занятия, но и групповые (из 4-6 человек).Таким образом, ребенок учится не только находиться в обществе, но и взаимодействовать с другими детьми. Такие занятия развивают умения играть в коллективе, использовать определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам, выражать свои мысли.

     Для осуществления песочной терапии необходимы:

    -ящик деревянный (размеры 5ох70х8- стенки и дно синего цвета - это  символ неба и воды)

    -чистый песок- промытый, прокаленный в духовке

    -пуливизатор с водой

    -маленькие игрушки(не более 8см) -максимально -разнообразные, чтобы была возможность отразить любую сферу жизни

    -совочки, кисточки, воронки

     -камешки, бусинки, пуговицы, палочки, ленточки, зеркальце...

    Все это должно  храниться в определенном месте, как бы жить в своем доме.

     Из выше сказанного  ясно:  песочная терапия играет важную роль в  процессе развития ребенка.

    Что нужно для игры в песок?

    А нужно , в сущности, так мало:

    Любовь, желание, доброта,

    Чтоб  Вера в Детство не пропала.

    Литература.

    Н.В Козуб, Э.И. Осипук "В гостях у песочной Феи" СПб: Речь, 2011.

    Г,Н.Эль " Человек играет в песок.Динамическая песочная терапия" СПб: Речь,2010.

    Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, Т.М. "Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии" СПб: Речь, 2010.


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

    «Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

    Индивидуальное занятие на диагностику эмоционально-волевой сферы с элементами арт-терапии, песочной терапии и гешталь-техник "Игра в принцессу"

    Это упражнение поможет педагогу-психологу изучить внутренний мир ребенка, так же оно может выступать как коррекционно-развивающее занятие с ребенком на развитие эмоционально-волевой сферы....

    Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

    Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

    Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

    Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

    Что такое песочная терапия и для чего нужен этот метод!

    В статье описан метод песочной терапии, его актуальность. Метод активно используется психологами в работе, указаны в материале цели, задачи использования песка. А также какие получаются результаты в п...

    Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

    Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справиться с тревожностью, переживаниями и страхами....