Адаптация к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Санникова Екатерина Александровна

Как  облегчить  адаптацию ребенка к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka-shirma_luchshiy_variant_adaptatsii_k_shkole.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы часто слышим жалобы от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу игрушки, играют на уроках и при этом не понимают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.д.

Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их поведение имеет импульсивный (мало обдуманный) характер.

Учение же требует постоянных усилий, умения сдерживать свои импульсы, заниматься теми видами деятельности, которые не всегда нравятся. Всё это может являться причиной негативного отношения к школе.

Именно поэтому одним из важных условий благополучного начала обучения в школе является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации, которая включает:

  • Наличие познавательных интересов (ребенку чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • Понимание необходимости учения, как обязательной, ответственной деятельности;
  • Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • Эмоционально-положительное отношение к школе.

Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует? Ответ на поставленный вопрос требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения увидеть момент, когда можно переходить от игровой деятельности к учебной. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

        Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-либо делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

Как заинтересовать ребенка?

  1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
  3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  4. Давайте посильные задания. Они не должны быть не слишком трудными, не слишком легкими.
  5. Сами проявляйте интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  6. Отмечайте «рост», терпение, старание ребенка. Пусть он ощущает свои успехи, достижения.

Достаточно часто у дошкольников возникает страх перед школой: они боятся, что их будут ругать за плохое поведение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.

Чаще всего страхи передаются от родителей: обсуждение разных «страшных» историй школьной жизни (самих родителей или детей знакомых), высказывание своих опасений, связанных с обучением в школе.

Однако это не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи в учебе.

Объективно оценивайте возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!»  Лучше сказать: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой  подход будет ориентировать вашего малыша на самосовершенствование и способствовать росту самооценки.

Адаптация к школе

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждения или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерная реакция организма ребенка на изменения привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.

Три основных этапа  физиологической адаптации к школе:

Первый этап адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Это «физиологическая буря» длится две – три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.

Второй этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.

Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональною), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – 5-6 недель; наиболее напряженные – первые 4 недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания, памяти.

У некоторых первоклассников адаптация к школе протекает легко (заканчивается к первой четверти), у других - средней тяжести (заканчивается к концу первого полугодия), у третьих адаптация к школе протекает тяжело (наблюдается нарушение здоровья и самочувствия до конца учебного года).

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Чем слабее готов ребенок к школе, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости.

Как  облегчить  адаптацию ребенка к школе?

  • Хорошо работает тот, кто хорошо отдохнул, поэтому постарайтесь обеспечить хороший отдых летом (свежий воздух, полноценное питание и т.п.); позаботьтесь о здоровье Вашего ребенка.
  • В период адаптации очень важно соблюдать режим сна и бодрствования (некоторым детям в это период необходим дневной сон), необходимы полноценные питание и отдых. Для профилактики утомления можно использовать расслабляющие ванны перед сном, прогулки на свежем воздухе, активные игры и т.п.
  •     Период обучения в первом классе – не лучшее время для начала занятий в какой-либо секции (кружке), поэтому для предотвращения перегрузок, отложите поступление в школу дополнительного образования до следующего года.
  •       Постарайтесь поддержать и успокоить ребенка в случае неудачи и обязательно похвалите за успехи, старайтесь видеть даже небольшие  достижения вашего ребенка.

Любите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ценностно- мотивационной готовности в адаптации к школе

Успешность обучения ребёнка в школе, главным образом, зависити от его желания учиться. Даже если начинающий первоклассник в недостаточной степени владеет необходимым "багажом" знаний, но у него отмеча...

Советы психолога «Адаптация к школе»

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...

Что такое адаптация к школе и сколько она длится?

Что такое адаптация к школе и сколько она длится? ...

Что такое адаптация к школе?

Некоторые практические рекомендации родителям будущего превоклассника, которые помогут вам разумно организовать жизнь вашего ребёнка и уберегут от  многих неприятностей, а в будущем подарят часы ...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»Цель проекта: помощь тревожным детям ...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...