Главные вкладки

    Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»
    рабочая программа (подготовительная группа)

    Бурдина Тамара Викторовна

    Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

    Цель проекта: помощь тревожным детям подготовительной к школе группы в снижении остроты проблемных переживаний.

    Задачи:

    -повысить самооценку,

    -обучить управлять своими переживаниями,

    -учить умению расслабляться,

    -учить доверять друг другу и работать в команде.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

    Цель проекта: помощь тревожным детям подготовительной к школе группы в снижении остроты проблемных переживаний.

    Задачи:

    -повысить самооценку,

    -обучить управлять своими переживаниями,

    -учить умению расслабляться,

    -учить доверять друг другу и работать в команде.

    Актуальность

            В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.  Одним из наиболее важных компонентов готовности к школе, на мой взгляд, является эмоционально-волевой и коммуникативный. Умение ребенка вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми, понимать собственные чувства и чувства других людей.  Знания способов снятия стресса, страха в новой незнакомой для ребенка обстановке.

    Формулировка проблемы в организации

            Текущая ситуация в организации–повышение тревожности у детей подготовительной группы при поступлении в школу. Анкетирование воспитателей, родителей, диагностика детей показали высокий уровень тревожности у 12 детей , у 10 средний уровень тревожности и только у 5 низкий уровень тревожности из 27 воспитанников подготовительной к школе группы. Для решения текущей ситуации был разработан «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

    Предполагаемый результат реализации проекта

            В результате  реализации проекта планируется  помочь  тревожным детям снизить остроту проблемных переживаний,  повысить самооценку, обучить управлять своими переживаниями, умению расслабляться.

    Сроки, необходимые для достижения предполагаемого  результата:

    с 1 марта 2018 г. по  30 мая 2019 г. 12 занятий

    Резюме проекта

    Проект состоит из 12  коррекционно-развивающих  занятий, включающих интерактивные игры с тревожными детьми. Занятие проводится один раз в неделю,  40-60 мин.

    Занятия включают в себя:

    1. Упражнения и игры, направленные на ориентирование в схеме тела; на контакт с собственным телом и другими людьми; обучению невербальной коммуникации (игры, учащие  доверять друг другу и работать в команде: «Слепой и поводырь», «Гусеница», «Неваляшка» «Скалолаз», «Слепой танец», «Самомассаж», «Взаимомассаж» и др.)

    Работа в парах

    2) Ознакомление с эмоциональными состояниями: радость,  горе, обида, злость, гнев, страх (игры способствующие  разрядке  гнева и стресса («Обзывалки», «Драка»)

    Задачи данного раздела проекта:

    - знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, злость, обида, страх);

    - развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями, приятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования;

    - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, передавать его настроение мимикой и пантомимикой;

    - развитие чувства эмпатии.

    3) Развитие крупной моторики

    - Игры и упражнения на координацию движений, групповые и парные упражнения на проработку моторных движений в паре, развивающие умение взаимодействовать с партнером, согласовывать свои движения с движениями партнера, т.е., способствующие навыкам коммуникации,

    - элементы хатка-йоги ( позы: «Зародыш», «Ребенок», «Гора», «Божественная», «Кошка», «Лев», «Рыба», «Змея», «Герой», «Бегун».

     дыхательные техники, массаж, растяжки, технику релаксации. Важная и очень ценная особенность этих  упражнений заключена в сочетании физических упражнений, не требующих специальных приспособлений и снарядов, с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Отмечено, дети становятся спокойнее, у них появляется уверенность в своих силах, улучшается внимание, так как выполнение любого упражнения не является чисто механическим, а требует сосредоточенности.

    4) Развитие мелкой  моторики (Игры с семенами, шишками, штриховки, «Мудры»)

    Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс. Одна из причин неправильный подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев рук (большой, указательный, средний). Важно ориентироваться на упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук.  Важно тренировать обе руки. Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная, правая связана с левым полушарием, левая с правым. Развитие функций обеих рук и связанные с этим формирование речевых центров в обеих полушариях ГМ, дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии. Важно неведущую руку сделать более активной.

    Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликация, конструирование, рисование, штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж). Приемы могут быть различными. Важно вовлекать больше пальцев. А сами движения проводить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

               Мудры-йога для пальцев. Выполняются спокойно без усилий доступны детям, нет противопоказаний.

    5) Работа с сегментами тела (игры на снятие мышечных зажимов («Взаимомассаж», «Барабаним на здоровье», «Руки», «Растяжки», Дыхательные упражнения: (Игра «Корабль и ветер», Игра «Надуваем шарик»

     и др.)

         Вильгельм Райх, основатель телесно-ориентированной терапии, утверждал, что человек-это его тело. Броня (мускульные зажимы) сдерживает энергию и эмоции. Она выполняет защитную функцию в период стрессов, но приносит в последствии больше вреда, чем пользы. Мышечная броня организуется в семь защитных сегментов, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Последовательная проработка сегментов тела в  данном проекте адаптирована для детей дошкольного возраста. Занятия проводятся на мягком покрытии, индивидуально или с подгруппой из 6-8 человек.

    Подготовительный этап

    1-массаж (легкое прикосновение кончиками пальцев к небольшим мышечным группам с целью получить тактильное ощущение от контакта);

    2-упражнение «Пальминг»

    3- упражнение «Лепим лицо».

    Глаза. Предлагаемые упражнения помогают проработать данный сегмент тела, вернуть глазам блеск и живость, четкое зрение и чувство реальности.

    Рот. Комплекс упражнений на проработку сегмента рта, включает упражнения на мобилизацию мышц щек, губ, челюсти.

    Шея. Сегмент включает глубокие мышцы шеи, язык. Удерживает крик, плач. Распускание происходит посредством криков, плача и путем воздействия на мышцы языка и шеи.

    Грудь. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопатки, всю грудную клетку и руки с кистями. Сдерживает смех, гнев, печаль. Распускание достигается через полный выдох и путем воздействия на мышцы рук.

    Диафрагма. Сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Связан с подавлением плача.Скованность выражается в выгнутом вперед позвоночнике. Выдох труднее вдоха. Дыхание поверхностное, частое, уровень энергии снижен. Такой ребенок быстро устает и с трудом расслабляется, но если ему удается раздышаться, то его тело оживает. Освобождение от панциря идет через работу с дыханием. Упражнения, предлагаемые в программе помогают нормализовать дыхание, повысить уровень энергии и вернуть свободу движений, которая с рождения присуща ребенку.

    Живот. Сегмент включает широкие мышцы живота и спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Когда верхние сегменты проработаны, сегмент живота распускается легко.

    Таз. Сегмент включает мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее панцирь, тем более таз отведен назад, а ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит для подавления гнева, возбуждения, удовольствия. Есть дети, у которых слабо развиты ноги, чрезмерно развиты мышцы плеч, груди. В основе такой осанки лежит чувство неуверенности в себе, постоянный страх упасть. Эти дети находятся в состоянии повышенной опасности и часто агрессивны по отношению к другим. Распускание сегмента идет за счет мобилизации таза и ног.

    6) Основы саморегуляции.

    В комплект занятий входят дыхательные упражнения, массаж, растяжки и релаксация.

    Дыхание.В дыхательную гимнастику, помимо специальных статистических и динамических дыхательных упражнений, включаются и общеукрепляющие, общеразвивающие физические упражнения.

    Массаж. Элементы массажа традиционно включаются в комплексы общеоздоровительных мероприятий в целях активизации отдельных систем организма. Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) сочетаются с точечным воздействием на определенные точки и зоны. Как показывает практика ребенок 5-7 лет в состоянии обнаружить основные группы точек и воздействовать на них. В предлагаемой программе используются наиболее активные зоны с максимальным количеством биологически активных точек (БАТ)-зоны кистей, стоп, головы, лица и отдельно выделенная зона ушной раковины.

    Растяжки. Это прекрасный способ, позволяющий снимать эмоционально-психическое напряжение и одновременно повышать двигательную  активность, что так важно для ребенка. Эта система специальных упражнений, основанная отчасти на методах народной медицины. Суть ее в том, что при растягивании разных частей  и всего тела в соответствующих направлениях мы добиваемся чередования напряжения и расслабления в мышцах.

    6) Сеансы расслабления (релаксация «Маленький пушистый зверек», релаксация «Водопад», релаксация «Путешествие на теплом облаке» и др.);

    7)  Игры для повышения самооценки  («Похвала», «За что меня любит мама», «Зеркало», «Серебренное копытце»  и др.)

                Подбор упражнений и игр производился на основании оценки нейропсихологических и нейрофизиологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, что необходимо для эффективного участия психологической службы в реализации ФГОС

            В своем проекте я применяю метод интерактивной игры, который соответствует требованиям ФГОС.

            Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом.  

    Работа с родителями.

    Тематика групповых консультаций.

    1. Развитие координации, равновесия. Цель: обучение родителей приемам равновесия, ознакомление с элементами хатха-йоги.
    2. Развитие мелкой моторики. Цель: ознакомление родителей с различными способами укрепления мускулатуры рук ребенка.
    3. Игры и упражнения для профилактики и коррекции зрительных нарушений. Цель: ознакомление родителей с игровыми приемами укрепления мускулатуры глаз и коррекции зрительных нарушений.
    4. Основы релаксации. Цель: обучение родителей приемам легкого массажа, как одного из способов телесного контакта с ребенка, а также основам релаксации, техникам дыхания, растяжек.

    Библиографический список

    1. Арцишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников» -М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015 г.

    2. Гагаркина И.Г. «Практическое руководство по коррекции эмоционально-волевых расстройств и нарушений поведения детей и подростков»- Красноярск: Литера-принт, 2012 г

    3. Ганичева И.В. « Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7лет) » -М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014 г.

    4. Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми» » -М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по развитию речи на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр».

    Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по речевому развитию на тему: « Путешествие в зимнюю страну умных игр». Цели:Обучающие: Продолжать учить выделя...

    Методическая разработка для проведения НОД с детьми подготовительной к школе группы с ОВЗ. Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"

    Активизация словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи, сравнение слов разной слоговой структуры, развитие мышления....

    Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».

    Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуком  [Ш]  и буквой Ш, помогая героям...

    Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

    Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...

    Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста » Путешествие на остров хорошего настроения»

    Проект«Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста » Путешествие на остров хорошего настроения»...