Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста » Путешествие на остров хорошего настроения»
рабочая программа (старшая группа)

Бурдина Тамара Викторовна

Проект

«Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста » Путешествие на остров хорошего настроения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx70.9 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»

Волго-Донская ул., д 11 Канск 663604 тел (39161) 3-87-05

Проект

«Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста » Путешествие на остров хорошего настроения»

Адаптация Бурдиной Т.В.

Педагог-психолог МБДОУ№ 27

г. Канск  2014 г

Пояснительная записка

Цель проекта : помощь тревожным детям старшего дошкольного возраста в снижении остроты проблемных переживаний.

Задачи:

-повысить самооценку,

-обучить управлять своими переживаниями ,

-учить умению расслабляться,

-учить доверять друг другу и работать в команде.

Актуальность

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.

Формулировка проблемы в организации

Текущая ситуация в организации –повышение тревожности и снижение активности у детей старшого дошкольного возраста. Анкетирование воспитателей, родителей, диагностика детей показали высокий уровень тревожности у 12 детей , у 10 средний уровень тревожности и только у 5 низкий уровень тревожности из 27 воспитанников подготовительной к школе группы. Для решения текущей ситуации был разработан проект «Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста» «Путешествие на остров хорошего настроения»

Предполагаемый результат реализации проекта

В результате  реализации проекта планируется  помочь  тревожным детям снизить остроту проблемных переживаний,  повысить самооценку, обучить управлять своими переживаниями, умению расслабляться. Если проект не будет реализован , то результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления детей в школе, которые принято называть школьной  дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. Для педагогов и родителей были разработаны рекомендации, проведены групповые и индивидуальные консультации.

Сроки, необходимые для достижения предполагаемого  результата :

с 1 апреля по 30 мая 2015 г.

Резюме проекта

Проект состоит из 7 коррекционно-развивающих  занятий, включающих интерактивные игры с тревожными детьми. Занятие проводится один раз в неделю,  40-60 мин.

Каждое занятие включает в себя:

1) дыхательные упражнения, при выполнении которых кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы,  сердечно-сосудистой  системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения, с помощью этих упражнений группа настраивается на рабочий лад.

(Игра «Корабль и ветер», Игра «Надуваем шарик»)

2) сеансы расслабления (релаксация «Маленький пушистый зверек», релаксация «Водопад», релаксация «Путешествие на теплом облаке» и др.);

3) игры для повышения самооценки ( «Похвала», «За что меня любит мама», «Зеркало», «Серебренное копытце»  и др.)

4) игры на снятие мышечных зажимов («Взаимомассаж», Ритмотерапия «Барабаним на здоровье», «Руки» и др.)

5) игры способствующие  разрядке  гнева и стресса ( «Обзывалки», «Драка» )

6) упражнения которые помогут восстановить или улучшить работу мозга и тела , способствующие  активизации баланса вестибулярной системы; развитию координации и осознания пространства, улучшению слуха, зрения; развитию языкового и речевого центров мозга, крупной и мелкой моторики, а также целостного восприятия мира (« Перекрестные шаги», «Параллельные шаги» и др)

7) игры, учащие  доверять друг другу и работать в команде («Слепой и поводырь», «Гусеница», «Неваляшка» «Скалолаз», «Слепой танец» и др.)

    Подбор упражнений и игр производился на основании оценки нейропсихологических и нейрофизиологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, что необходимо для эффективного участия психологической службы в реализации ФГОС

В своем проекте я применяю метод интерактивной игры, который соответствует требованиям ФГОС.

Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом.

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров хорошего настроения»

Занятие №1

Цель: снизить остроту проблемных переживаний.

Задачи:

  1. Развивать навык конструктивного общения.
  2. Снять зажимы посредством взаимомассажа и приемов расслабления.
  3. Учиться управлять собственными эмоциями, повышать самооценку.

Ход занятия.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня психологический час игры проведу с вами я. При этом мы будем учиться быть одной командой. Любая встреча предполагает следование определенным правилам. Наша встреча не будет исключением. Вы знаете, что такое правила поведения? Хорошо. У меня список правил, с которым мы сейчас и ознакомимся.

Правила группы в интерактивных играх:

  1. Мы - команда.
  2. Мы уважаем друг друга.
  3. Когда говорит один - все слушают, не перебивая.
  4. Мы умеем слушать.
  5. Мы обходимся без критики.
  6. Мы поддерживаем друг друга, если что-то не получается.
  7. Мы обходимся без ссор.
  8. Обсуждать происходящее в группе за ее пределами запрещается.

Какое мнение вы хотите выразить относительно прочитанных правил? Может, кто-то хочет дополнить их своими замечаниями, дополнениями? (Заслушиваются мнения ребят).

Итак, мы отправляемся в путь на «Остров хорошего настроения». Давайте надуем паруса воображаемого корабля, который уже стоит у воображаемого причала.

Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад.

Представьте себе, что наш корабль уже у причала. Но нет ветра, и поэтому паруса опущены. Давайте поможем надуть паруса, пригласив на помощь ветер. Вдохните в себя глубже воздух, сильно втяните щеки... Пауза. А теперь шумно выдохните через рот воздух, который наполнит паруса. Попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер. Еще раз пробуем наполнить паруса. Упражнение выполняется 3 раза.

Психолог:  Молодцы. У вас отлично получилось. Теперь мы готовы к путешествию на «Остров хорошего настроения».

Итак, команда, прошу построиться одним общим кругом.

Психолог. А теперь, ребята, будем здороваться с каждым участником команды.

Игра «Приветствие»

Цель: Создать позитивное настроение, снять напряжение во взаимодействии.

Психолог: Сначала построим 2 круга: внутренний и внешний. Для этого нам нужно разбиться на пары.

Игра «Пчёлки»

Цель: уметь взаимодействовать для успеха общего дела.

Представьте, что вы - пчелки, которые разлетелись по всей полянке. Разлетайтесь. Но одной пчелке скучно, и каждая решается найти себе пару. Давайте зажужжим, как пчелки, закроем глаза и будем передвигаться по комнате с закрытыми глазами, а руки помогут вам найти пару. С кем пчёлка столкнулась, с тем она и образовала пару. Пара пчёлок становится в круг. Одна пчёлка образует внешний круг, а другая - внутренний. А теперь повернемся друг к другу левым плечом и под музыку пойдем друг за другом. По хлопку останавливаемся и здороваемся сначала правой рукой, потом левой рукой и, наконец, обеими руками.

После этого движения идем под музыку, а после хлопка останавливаемся и поглаживаем сначала правое плечо соседа, потом левое плечо соседа и, наконец, оба плеча соседа. Идем по кругу. Хлопок! Здороваемся спинками. Идем по кругу. Хлопок! Здороваемся сначала  правым коленочком, потом левым и двумя коленочками. Попробуем!  Репетиция. А теперь на полном серьезе! Начали!

Итак, команда, прошу построиться одним общим кругом.

Игра «Взаимомассаж»

Цель: Снять мышечных зажимы, уметь взаимодействовать в группе.

На палубе нашего воображаемого корабля  прохладный ветер, и нам необходимо согреться. Разбейтесь в группы по 3 человека. Для этого нужно вытянуть у меня из мешочка геометрическую фигурку и найти точно такую же. Дети вытаскивают круг, квадрат, треугольник.

В тройках два ребенка будут массажировать шею, плечи, руки, живот, ноги, стоящему в центре, расположившись один справа, другой - слева. Через минутку ребята меняются местами и массажируют того, кто не принимал еще эту процедуру. Так массаж получает каждый.

Психолог просит высказать ощущения, чувства во время массажа.

Психолог: Пока здоровались и согревались корабль уже подплыл к « Острову хорошего настроения» .

В роли гостя вы должны за 5 минут рассказать о себе самое лучшее: что вы умеете, что у вас получается, каким интересным делом вы занимаетесь, за что вас любят близкие и друзья. Рассказать как вы однажды здорово выполнили какое-то действие или совершили какой-то позитивный поступок, т.е. то, чем можно хвалиться.

Игра «Похвала»

Цель: игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.

Все сидят в кругу и рассказывают о себе.

Психолог в заключение игры говорит о том, что каждый ребенок обладает какими - либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас. Как повлиял рассказ о себе и заслушивание других рассказов на ваше настроение?

Психолог: Насколько мы внимательны друг к другу - покажет наша следующая игра.

Игра «Угадай своего товарища»

Цель: развитие тактильной памяти, получение положительных эмоций.

Надо завязать одному или двум игрокам глаза и подводить к ним по одному ребенку. Задача: на ощупь угадать, кто перед ребенком.

Обсудить ощущения тех, кто определял одноклассника, и кого пытались назвать.

Психолог: Итак, мы  на «Острове  хорошего настроения».

Здесь никто никогда не ругается, не дерется. И даже самые отъявленные грубияны и драчуны в волшебной комнате быстро перевоспитываются.

Игра «Обзывалки»

Цель игры: способствовать разрядке гнева, поведенческих проблем при помощи вербальных средств, учиться не обижаться друг на друга, находить компромисс в конфликтной ситуации.

Содержание. Дети садятся в круг. Психолог объясняет правила игры: "Мы сейчас будем обзываться, но только вместо известных оскорбительных слов называем какой-нибудь овощ, например: «А ты - капуста!» Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты...». Играем в быстром темпе.

В заключительном круге играющие, обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты - моя радость!»

Обсуждение игры. В ходе обсуждения делается вывод, что эта игра способствует решению не только поведенческих проблем, но и учит классификации предметов, т.к. можно называть деревья, фрукты, грибы, цветы. Полезна она и обидчивым, тревожным детям и агрессивным.

Игра «Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. (Полезно тревожным и агрессивным детям).

Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук! Почувствовали облегчение?

Психолог: Вот мы и вышли из волшебной комнаты. И нам пора на воздушный корабль, который умчит нас домой.

Релаксация. Рассаживайтесь по местам на палубе корабля (можно сесть на пол). Сядьте поудобнее, чтобы не мешать друг другу. Положите руки на колени, соединив ладошки вместе. Представьте, что в руках у вас маленький пушистый зверек. Это может быть котенок, щенок, птичка. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы старайтесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легкими движениями больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему... Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами, убедитесь, что зверек в полной безопасности. Улыбнитесь ему еще раз. Теперь можно открыть глаза.

Обсуждение. Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно?

Рефлексия. Коллективное обсуждение в общем кругу.

Итак, наше занятие подошло к концу. Прошу вас поделиться своими впечатлениями, тем, что наша встреча дала каждому из вас, как вы себя чувствовали во время встречи? Удалось ли взять с собой с острова хорошее настроение?

Занятие N° 2

Цель: понизить уровень тревожности, повысить самооценку, расслабить мышечные зажимы.

Психолог: Здравствуйте, моя дружная команда. Давайте вспомним, что мы делали на предыдущей встрече.

Приветствие:

Давайте дружно поздороваемся. Встаньте в круг. Рассчитайтесь на первый - второй. Первый остается на месте, а второй переходит во внутренний круг. Становимся левым плечом к соседу и начинаем движение под музыку. Хлопок! Останавливаемся. Здороваемся правой рукой, а левой гладим плечо соседа, потом здороваемся левой рукой, а правой гладим плечо соседа. Репетируем! А теперь повторяем еще раз. Снова идем по кругу. Хлопок! Останавливаемся и здороваемся спинками. Снова идем по кругу! Останавливаемся и здороваемся сначала левым коленочком, а потом правым коленочком, а потом обеими коленочками.

Наша команда в сборе, и прежде чем отправляться на «Остров хорошего настроения», мы вспомним правила поведения. Может, кто-то их запомнил уже?

Повторение правил встречи.

Правила группы в интерактивных играх:

-Мы - команда.

-Мы уважаем друг друга.

-Когда говорит один - другой не перебивает.

-Мы умеем слушать.

-Мы не критикуем.

-Мы поддерживаем друг друга, если что-то не получается.

-Мы не ссоримся.

- Обсуждать происходящее в группе за ее пределами запрещается.

Наш корабль стоит уже у пристани и ждет своих пассажиров. Сегодня мы украсим корабль разноцветными шарами. Но их надо старательно надуть.

Игра «Надуваем шарик»

Шарики, которыми мы украсим корабль, должны быть наполнены нашей радостью. Поэтому сначала закройте глаза, представьте что-то хорошее, что было в вашей жизни, приятное. Улыбнитесь. А теперь надуваем шарик. Глубоко вдохнем, пауза, и с силой выдыхаем. Повторим так 3 раза. А теперь отправляемся в плавание.

Игра «Взаимомассаж»

Цель: Снять мышечных зажимы, уметь взаимодействовать в группе.

На палубе прохладный ветер, и нам необходимо согреться. Разбейтесь на пары кто с кем желает В своих парах вы будете по очереди   массажировать шею, плечи, руки, живот, ноги своему товарищу .Через минутку ребята меняются местами Так массаж получает каждый.

Психолог просит высказать ощущения, чувства во время массажа.

Беседа о страхах

Сегодня я хочу поговорить с вами о страхах. Все - взрослые и дети чего-нибудь боятся. Я боюсь высокой скорости машины, воды в реке, потому что не умею плавать. А вы кого и чего боитесь?

Рисование страха

Мы уже приплыли и будем на «Острове хорошего настроения» учиться избавляться от страха.

Нарисуйте, кого или что вы боитесь. Когда вы нарисуете свой страх, тогда не будете его больше бояться, мы от него избавимся, он навсегда покинет нас. Рисуем и говорим: «Раз, два, три! мой страх замри, из листка не выходи!» А теперь отдайте  свой страх мне. Психолог обязательно говорит: «Я забираю твой страх. Он к тебе больше не вернется».

(Можно предложить детям разорвать свой страх и смыть мелкие кусочки бумаги, можно пойти и выбросить в мусорный бак или выйти на улицу и сжечь его.)

Упражнение «Параллельные шаги»

Цель: разъединить мысль и движение и дать потом возможность сосредоточиться на мысли, обдумать свои дальнейшие действия и потребности. Фиксировать конкретные фрагменты принимаемых мозгом программ, подвести черту под завершенным действием, материализовать осознанно или неосознанно его в информационные единицы памяти и отложить в структурах мозга. Снять физиологический стресс.

Ход упражнения. Встать прямо, руки вдоль бедер. Голова ровно. Глазами водите по кругу. 1. Поднимите правую руку и правую ногу, согнутую в колене, одновременно. Затем одновременно опустите.

2. Поднимите левую руку и левую ногу, согнутую в колене, одновременно. Затем одновременно опустите. Повторите упражнение 10-30 раз.

Работа с рисунком «Страх» по методике Н. Александровой.

Ход работы. На отдельных листах бумаги отксерокопировано слово «Страх» таким образом, что буквы расположены по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол. Первая буква в слове самая большая, последующие - уменьшаются и последняя - самая маленькая. Каждая буква к тому же обведена окружностью.

Задание для ребят: рисунок необходимо раскрасить следующим образом: буквы одним цветом, круги - другим. Раскрашивать нужно последовательно, начиная с первой буквы, что даст возможность снизить бессознательное отношение к страху.

Расшифровку цветов по первым трем буквам делают по негативной версии, как перемещение на последние позиции ряда, крути расшифровывают по позитивной версии. Две последние буквы и круги - снова по негативной версии - перемещение на последние позиции. Таким образом, 2 последние буквы - это основа страха.

Упражнение «Руки»

Цель: закрепить осознание уходящей тревоги, восстановить внутреннюю гармонию.

Мы много рисовали сегодня, дадим отдохнуть нашим рукам. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что все страхи, вся лень, вся тревожность «вытекает» из кистей рук в землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своих неприятностей.

Упражнение «Неваляшка» 

Цель: овладение методами саморегуляции,  развитие уверенности в себе.

Необходимое количество участников трое. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Игра "Слепой и поводырь"

Цель. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один - "слепой", другой - его "поводырь", который должен провести "слепого" через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У "слепого" завязаны глаза. Цель "поводыря" - провести "слепого" так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Обсуждение

Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если "нет", то почему?

Релаксация «Водопад»

Цель: расслабиться, снять мышечное напряжение.

Сядьте удобнее и закройте глаза, 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове...Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает вам стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. Свет течет по вашей груди, животу. Вы чувствуете, как и они расслабляются и вы сами, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам чувствовать себя расслабленно и комфортно.

Свет течет также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет по ногам, опускается к вашим ступням. Вы чувствуете, как и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вздохом и выдохом, все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами...

Процесс расслабления длится 30 секунд. Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза...

Игра «Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы туловища, повысить самооценку.

“Давайте поставим маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне (С. Маршак).

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” - резко наклоняем корпус тела вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. (Закончить выступление аплодисментами).

Психолог: А вы оказывается великолепные актеры! Ваш мини спектакль прошел на ура!

Наша встреча подходит к концу.

Игра «Серебряное копытце»

Цель: способствовать снятию зажимов, повышению самооценки.

Инструкция. Представь себе, что ты красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Как только ты 3 раза стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой появляющейся монетой ты становишься добрее и ласковее, смелее и мудрее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют эту доброту, тепло, ласку смелость и мудрость, исходящую от тебя! Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Рефлексия. Итак, наше занятие подошло к концу, но прежде чем расстаться, мы поделимся своими впечатлениями от встречи: что эта встреча дала каждому из вас? Удалось ли взять с собой с острова хорошее настроение?

Занятие №3

Цель: способствовать снятию психологического и мышечного напряжения, способствовать повышению самооценки.

Приветствие. Рада вас всех видеть. Мы снова работаем вместе, и нам надо вспомнить наши правила. А теперь приветствуем, друг друга: встанем и пойдем в свободном движении по комнате. Ваша задача - поздороваться как можно с большим количеством человек и пожелать что-то приятное. Самому же постараться запомнить, с кем здоровались и что вам пожелали друзья. Обсуждение количества рукопожатий и припоминание пожеланий своих и друзей.

Ритуал встреч - упражнения на дыхание

Цель: Снизить эмоциональное напряжение.

Итак, мы снова отправляемся в путешествие на «Остров хорошего настроения». Вдохнем глубоко позитивное, доброе, светлое. Пауза. Пусть останется воздух радости в вашем теле. Выдох. Выдыхаем все плохое, безрадостное. Еще раз: вдох - пауза - выдох. И последний раз.

Игра «Кораблик на речке»

Цель: способствовать спокойной, доверительной атмосфере в группе.

Психолог. Постройтесь по парам, как обычно вы строитесь для игры в ручеек. Повернитесь лицом друг к другу. Вы - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут кораблики. Один из желающих должен проплыть по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

Участники игры - берега - помогают руками, ласковыми прикосновениями. Кораблик сам выбирает себе путь: он может плыть прямо, может крутиться, поворачиваться назад. Когда кораблик проплывет весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время начинает движение следующий кораблик. Первый раз упражнение выполняем с открытыми глазами, а второй - с закрытыми глазами.

Обсуждение. Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время плавания, описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало обрести спокойствие во время выполнения задания.

На «Острове хорошего настроения» нас уже ждут. Установлены микрофоны. Все хотят знать о вас больше. Все здесь уже любят вашу дружную команду.

Игра "За что меня любит мама"

Цель: игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе

Дети сидят в кругу каждый из вас  по очереди скажет  всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.

Обсуждение: приятно ли вам  было, что другие дети запомнили вашу  информацию.?  Надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

А мамы вас любят просто за то , что вы есть.

Игра "Слепой танец"

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами..

Игра "Гусеница"

Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".(Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".)

Релаксация «Путешествие на теплом облаке»

Цель игры - медитации: помочь расслабиться не только мышцами, но и душой, уносясь мыслями в заоблачные дали.

Сядьте удобно. Вдохните и выдохните, вдохните и выдохните, вдохните и выдохните. Закройте глаза. Представьте себе, что вы играете на зеленой полянке с сочной травкой и веселыми цветами. Вверху над вами синее-синее небо, по которому неторопливо плывут легкие, мягкие, белые облака. Вдруг одно пушистое облако приблизилось прямо к вам, совсем-совсем близко. И вдруг вы видите, что оно машет вам, приглашает сесть на него. Вы принимаете это приглашение и осторожно садитесь на мягкое, пушистое, теплое облако. Устраивайтесь поудобнее. Ах, как здесь мягко и уютно! Куда же мы полетим? Наверно, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте. Облако стало двигаться. Вот уже и полянка кажется крошечной, даже стаи птиц остались внизу. Облако устремляется на землю. Оно опустило вас в то место, где вы спокойны и счастливы, где вам очень хорошо Посмотри внимательно. Какой чистый воздух вокруг! Вы слышите приятные звуки. Вы видите очаровательных и ласковых животных, которых можно гладить. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти. 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10. Ну вот, нам пора возвращаться. Залезай на свое мягкое пушистое облако. И мы снова летим по синему небу. И уже показалась наша полянка. Облако раскачивается, будто машет тебе на прощание. Поблагодари облако за чудесную прогулку и помаши ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до 5, оно медленно растворится в небе, а вы откроете глаза.

Поделитесь своими впечатлениями от путешествия на облаке. Приятно ли было плавать на облаке? Какое место вы себе представляли? Каким оно было? Как вы себя там чувствовали? Существует ли это место на самом деле или оно полностью создано воображением?

Примечание. Отнеситесь к рассказу ребенка внимательно. В нем может быть важная информация для дальнейшей коррекционной работы.

Рефлексия по занятию. Что сегодня мы взяли с собой с «Острова хорошего настроения»? Что понравилось, что хотелось бы добавить или изменить?

Занятие №4

Цель: создать у дошкольников  мотивацию на самопознание, способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе, в своем будущем.

Приветствие.

Цель: учиться управлять своим поведением.

Участники выстраиваются в круг, и психолог приглашает сегодня поздороваться с разным чувствами: с чувством гнева, страха, радости, удивления. Повернитесь к соседу справа, потом к соседу слева и произнесите первое приветствие на слоги «бара - бара» с чувством гнева, потом с чувством страха «бази-бази», с чувством удивления «удо-удо», с чувством радости «ра-ра». Какое приветствие понравилось больше? Почему? Будем же приветствовать друг друга и всякий новый день улыбками. А теперь с улыбкой выполним уже известное нам упражнение.

Игра «Корабль и ветер» -традиционно упражнение на дыхание.

Игра «Параллельные шаги»

Цель: снять физиологический стресс.

Наше приветствие продолжается, и следующим приветственным движением станут параллельные шаги. Поднимаем согнутую в колене ногу одновременно с высоко поднятой рукой и также одновременно опускаем: сначала правой, а потом левой. Повторяем 20 раз.

Психолог: Ну а теперь надуваем паруса нашего корабля и - в путь на «Остров хорошего настроения».

Психолог: Сегодня наш корабль остановился у самых скал. Необходимо каждому преодолеть эти скалы.

Игра «Скалолаз»

Цель: развитие доверия друг к другу, тесный тактильный контакт.

Поставить детей в линию плечом к плечу. Так вы изображаете скалу. Ноги на одной линии. Это край скалы. В скале могут быть выступы - вытянутые руки, которые мешают движению. Один из детей будет скалолазом. Ему необходимо пройти по краю скалы, преодолевая все препятствия от начала до конца. Дети из линии не должны помогать ему, поддерживать, но он может держаться за них. Пройдя через скалу, он становится крайним и превращается в скалу, а скалолазом становится следующий ребенок. Скалолазами должны побывать все. (После упражнения необходимо поговорить про ощущения детей, обсудить их).

Упражнение «Мой образ»

Цель: формировать образ своего «Я».

Психолог: Предлагаю в группах составить  характеристики личности.

Необходимо продолжить предложения  о себе  3 предложения:

- Я думаю, что я...

- Другие считают, что я...

- Мне хочется быть...

Упражнение «Вот я какой! Угадали?»

Ребята  описывают кого-то из товарищей своей группы  его  увлечения, качества  личности Ребятам необходимо при озвучивании характеристики  узнать, чья она.

Обсуждение. Какие испытывали трудности? Кого трудней оценивать - себя или других. Многие из вас сегодня называли не раз качества успешной личности. А давайте мы вырастим успех, чтобы его было у нас много.

Проективная методика Н. Александровой «Успех»

Цель: формирование позитивной линии жизни.

Ребятам раздается лист размером А4. На нем написано с левого нижнего угла в верхний правый угол слово «Успех», где каждая последующая буква увеличивается в размере, тем самым увеличивая его в собственной жизни. Каждая буква этого слова находится в окружности. Буквы окружности ребенок закрашивает разным цветом. Раскрашивать необходимо с первой буквы последовательно. Тестирование тревожности-успешности. Первые 3 буквы надо тестировать как перемещение на последние позиции ряда цвета (негативная версия), круг - как приоритет (позитивная версия). Две последние буквы и круги - как перемещение на последние позиции ряда цвета (негативная версия).

Ритмотерапия  «Барабаним на здоровье»

Цель: создание эффекта психоэмоциональной разгрузки (когда человек играет, все его внимание сосредоточено на процессе игры, благодаря чему для ненужных, беспокойных мыслей не остается места), повышение самооценки.

Ход игры начинается с ритма в соответствии со словами:

Пара барабанов, пара барабанов Пара барабанов била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов Пара барабанов била бой.

Проигрывается несколько раз: тихо, громко, медленно, быстро и т.д.

Психолог хвалит барабанщиков. Они кланяются зрителю - психологу и тоже аплодируют себе.

Релаксация. «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от

времени она медленно взмахивает крыльями.  Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе
А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Рефлексия.

Что понравилось сегодня на занятии? Какие ощущения уносите с собой от встреч на «Острове хорошего настроения»?

Занятие №5

Цель: создавать поведенческие модели как прием повышения самооценки участников для коррекции или профилактики эмоциональных нарушений на основе личностных и поведенческих изменений.

Игра «Надуваем шарик»

Психолог: Сегодня при входе на «Остров хорошего настроения» мы видим 2 дерева: дерево радости и дерево печали. Возьмите в конверте листочек понравившегося вам цвета, кто умеет подпишите на нем свое имя и закрепите листок на одном из деревьев. А теперь попытаемся определить, каким было ваше настроение в тот момент, когда вы закрепили листок на дереве.

Беседа «Цветопись настроения»

Цель: Расширение поведенческого репертуара ребенка. Осознание, что у сверстников тоже существуют проблемы, сходные с его собственными.

Рассматривание таблицы:

Красный цвет – восторг  

Оранжевый - радость, веселье.

Желтый - мне приятно.

Зеленый - спокойное настроение.

Синий - грустное настроение, неуверенность.

Фиолетовый - тревожное настроение.

Черный - унылое настроение.

Белый - настроение страха.

Выберите каждый фишку того цвета, которая подходит вашему настроению.

Итак, мы выяснили с вами настроение команды в целом. Какова же причина печали, грусти, тревоги, переживаний. Может, кто-то из вас уже пережил это состояние и хочет посоветовать, как его побороть?

Упразднение «Перекрещивающиеся шаги»(по Н.Александровой)

Цель: восстановление сил, улучшение работы мозга.

Упражнение можно выполнять стоя, лежа или сидя. Руки вдоль бедер. Локтем правой руки коснитесь левого колена, вернитесь в исходное положение. Затем локтем левой руки коснитесь правого колена. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 20-30 раз.

Упражнение «Перекрестные шаги» поможет восстановить или улучшить работу мозга и тела. При медленном выполнении оно способствует активизации баланса вестибулярной системы; развитию координации и осознания пространства, улучшению слуха, зрения; развитию языкового и речевого центров мозга, крупной и мелкой моторики, а также целостного восприятия мира.

Игра «Волшебный стул»

Цель игры: повышение самооценки, уверенности, осознание себя в качестве носителя достоинств, умение видеть хорошее вокруг себя, развивать эмпатию, смягчать психологический климат в группе, ориентировать детей с недостатков на достоинства.

Психолог: Каждый из вас, наверное, любит, когда ему говорят приятное. Вот и сейчас мы поиграем в «Волшебный стул». Почему он волшебный? Потому что о сидящем на нем можно говорить только очень хорошее, называть лучшие качества, лучшие дела. Этот стул имеет свойство - высвечивать самое привлекательное в человеке. (Играющие по одному садятся на стул, а все остальные называют лучшие его качества).

Игра «Фотосессия» (по Н.И. Нестеренко)

Цель: повышение самооценки, упражнение по снятию общего напряжения.

Психолог: Сегодня на нашем «Острове хорошего настроения» проходит фотосессия. Представьте, что вы модели, определите. Где будет подиум. Начинается фотосессия. Предлагается показать свои лучшие привлекательные стороны (внешние и внутренние данные): лицо, глаза, ум, физическую форму, дружелюбие, улыбку и т.д. Просмотр «фотоснимков».

Обсуждение в группе. Удалось ли участникам игры назвать ваши лучшие качества. Что назвали, а что, по вашему мнению, не прозвучало? Насколько «фотоснимки» отражают качества человека. Когда ожидания модели и изображения на снимке оказываются удачными? Как вы себя чувствовали во время сеанса? Чего вы боялись? Что нужно, чтобы чувствовать себя уверенно? (Практика, снятие мышечных зажимов, хорошее расположение духа).

Психодрама. Проигрывание ситуации «Почему дети боятся ходить в детский сад?»

Цель игры: помочь детям справиться с переживанием, которое мешает их моральному самочувствию, проанализировать свои страхи, прояснить свои чувства и проговорить их, преодолеть барьеры общения, развивать лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение, вызванное переживанием трудной ситуации. (Психодрама, как игра в группе, может быть заменена индивидуальным диагностическим рисунком по той же теме).

Психолог: Каждое утро жители «Детсадичной страны» отправляются в детский сад. Подходят к его зданию. Входят в вестибюль, но иногда почему- то испытывают страх. Разыграйте сцену, которая может тревожить жителей «Детсадичной страны», вселять переживание. (Рисунок создается в течение 5-7 минут). Просматривается ситуация и обсуждается увиденное со всеми участниками игры. (Дети рассказывают, что изображено, описывают ситуацию, что чувствуют нарисованные герои, чего боятся, что хотят сделать.) В конце игры заслушиваются советы участников, как изменить ситуацию в лучшую сторону, выясняется, что зависит от самого ребенка, а в чем нужна помощь. И если все - таки есть волнение, надо 7 раз глубоко вдохнуть и подумать еще раз. Психолог предлагает потянуть руки помощи героям «Детсадичной страны», оставив отпечатки своих ладошек на общем ватмане.

Психолог: Вы прекрасно справились с заданием. Кроме того, протянули свои руки помощи жителям Детсадичной страны. Уверена, что они вам очень благодарны.

Релаксация «Необычная радуга»

(Упражнение выполняется лежа)

Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

Рефлексия. Обсуждение сегодняшнего занятия. Самочувствие. Удалось ли взять с «Острова хорошего настроения» заряд хорошего самочувствия?

Занятие № 6

Цель: создание внутренней мотивации на позитивные дела, снятие мышечного напряжения.

Психолог: Мы продолжаем наши встречи на «Острове хорошего настроения».

Ритуал встреч - упражнения на дыхание

Цель: Снизить эмоциональное напряжение.

Итак, мы снова отправляемся в путешествие на «Остров хорошего настроения». Вдохнем глубоко позитивное, доброе, светлое. Пауза. Пусть останется воздух радости в вашем теле. Выдох. Выдыхаем все плохое, безрадостное. Еще раз: вдох - пауза - выдох. И последний раз.

Упражнение - активатор «Путаница»

Цель: налаживание процесса взаимодействия, создание позитивного настроя на игру.

Встаньте все в круг плотно друг к другу с закрытыми глазами. Протяните руки вперед и сцепите с теми ладонями, на которые наткнулись.

Откройте глаза, и не расцепляйтесь. Ведущий должен распутать путаницу.

Упражнение - активатор «Ладони и колени»

Цель: формирование внимательного отношения к процессу взаимодействия, повышение интереса к действиям сообщества.

Психолог: Все садятся в кругу. Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую - на левое колено соседа справа, левую на правое колено соседа справа, т.е. крест-накрест. Играющие передают хлопок от колена к колену. Для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу и не перепутать очередность своего хлопка.

Психолог: Наши похлопывания, как вы уже догадались, были и нашим приветствием.

Экспресс - приемы по снятию внутреннего напряжения:

 Упражнение «Ветряная мельница». Потрясите руками внизу, сделайте их совершенно «ватными». А теперь поворот верхней части туловища вправо - и руки свободно бьют по туловищу вправо, поворот влево - и вновь руки машут влево. Проделаем так 10 раз. Проделанное вами упражнение - один из приемов по снятию внутреннего напряжения. Сядьте свободно на стуле, можно на полу, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4+4+4, т.е. на счет 1-4 - вдох, потом на 1-4 пауза, на 1-4 выдох. Проделайте так 3 раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

Упражнение «Растяжка»

Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся сами его снимать. Для этого надо сложить руки замком на затылке, потянуть их вперед. Шея при этом напряжена и не сгибается, противостоит наклону. Расслабить мышцы. Расцепить руки.

Упражнение «Потягивание»

Это упражнение - универсальное. Сложите руки замком перед собой и хорошенько потянитесь. Улыбнитесь. Бодрость духа обеспечена.

«Улыбка»

Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат - чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10-15 секунд.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь - выпрямьтесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я уверен в себе! Я выгляжу уверенным в себе человеком!»

Игра "Волшебные очки"

Цель:  помогать детям лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними.

Психолог: Ребята у меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

Игра «Серебряное копытце»

Цель: способствовать снятию зажимов, повышению самооценки.

Инструкция. Представь себе, что ты красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Как только ты 3 раза стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой появляющейся монетой ты становишься добрее и ласковее, смелее и мудрее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют эту доброту, тепло, ласку смелость и мудрость, исходящую от тебя! Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Игра «Замкнутое пространство»

Цель: развить волевые качества, сформулировать новые модели поведения в замкнутом пространстве - умение владеть собой, а не паниковать.

Участники становятся кругом, крепко сцепив руки. Один из игроков становится в круг и пытается вырваться из него. Если это получается - в крут становится другой игрок.

Релаксация «Воздушный шарик»

(Дети сидят на стульчиках)

Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. 
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. 
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

Рефлексия. Обсудить, что понравилось на занятии. Удалось ли настроить себя на хорошее настроение.

Занятие № 7

Цель: создать позитивное отношение друг к другу, к совместным действиям, закрепить положительные эмоциональные переживания. Гуманизировать психологическую атмосферу, психологически раскрепоститься.

Психолог (мягким, добрым голосом): Сегодня наша встреча последняя, и мы может многое сказать друг другу, что не удалось, может быть, выразить на предыдущих занятиях, поэтому я открываю наше занятие «Приглашением ...»

«Приглашение» - это возможность сказать, кого бы ты хотел пригласить к себе на чай, в театр, к совместной работе, о чем поговорить, что услышать в ответ. Чашка, которую вы будете передавать - это знак вашей симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера, благодарность за интерес к вашей личности. Чайная чашка пуста, и поэтому мы не будем вести разговор о продуктах, угощениях, сластях. Мы будем говорить лишь про общение. Условие игры: никого нельзя обидеть, нельзя грубо произнести приглашение, следует продумать обращение, мотивировку.

Упражнения «Как психологически справиться с тревогой и волнением»

Цель: моделировать уменьшение чувства тревожности в стрессовых ситуациях.

Психолог. Все люди чего-то боятся. И в этом нет ничего постыдного. Главное - в тревожных ситуациях надо знать, как себе помочь. Что же делать, чтобы научиться держать себя под контролем и быстро избавляться от тревоги?

Во-первых, обязательно к такой ситуации готовиться заранее. Для этого я научу вас выполнять несколько простых упражнений.

Упражнение 1.

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях. Повторяй формулу: «Я спокоен».Мысленно повтори 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен». Затем повтори 5-6 раз формулу: «Левая рука тяжелая». Снова повтори мысленно: «Я спокоен». Для того чтобы привести тело в исходное состояние, можно сжать кисти в кулаки и открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох. Затем то же проделать с ногами.

Упражнение 2. Выполняется аналогично предыдущему, только ощущение тяжести необходимо вызвать в обеих руках одновременно. Теперь попробуем с ногами. Эти и подобные упражнения надо выполнять регулярно, до 3-5 минут.

Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение.

Освой несколько несложных приемов.

Упражнение 3. Это своего рода ритмическое дыхание (четыре фазы).

  1. фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Медленно подними руки до уровня груди ладонями вверх. Сосредоточь свое внимание в центре ладоней, где как будто сконцентрировалось тепло, как от горячей монетки.
  1. фаза (2-Зсек.). Задержка дыхания.

      3.фаза (4-6 сек.). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.

 4.фаза ( 2-3-сек.). Задержка дыхания.

Дышать подобным образом не более 2-3-х минут.

Упражнение делать можно в домашней обстановке. В условиях же кризисной ситуации (на занятии ) тебя не совсем правильно поймут, если ты начнешь махать перед собой руками. Поэтому советую тебе освоить еще один вариант ритмического дыхания, которым можно воспользоваться в любое время и в любом месте.

Упражнение 4. Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

  1. фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос.
  2. фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.
  3. фаза (4-6 сек.). Медленный плавный выдох через нос.
  4. фаза (2-Зсек.). Задержка дыхания.

Это упражнение выполняется в течение 2-3-х минут.

Затратив всего 5-6 минут на эти расслабляющие упражнения, ты увидишь, как изменилось твое самочувствие и настроение. И еще не забудь, что перед экзаменом нужно хорошо выспаться.

Игра «Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы туловища, повысить самооценку.

“Давайте поставим маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне (С. Маршак).

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” - резко наклоняем корпус тела вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. (Закончить выступление аплодисментами).

Психолог: А вы оказывается великолепные актеры! Ваш мини спектакль прошел на ура!

Игра “Штанга”

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

Игра "Насос и мяч"

Цель:        расслабить максимальное количество мышц тела.

"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая это действие движением «вверх-вниз» вытянутых вертикально полу рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение”. Затем играющие меняются ролями.

Игра "Зеркало"

Цель: поднять настроение, повысить самооценку

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

Беседа  обратной связи по встречам на психологическом часе.

Цель: получение ведущим обратной связи по прошедшему тренингу для совершенствования профессионализма ведущего, для положительного впечатления участников, что их мнением интересуются, считают его значимым. Инструкция. Заверши, пожалуйста, предложения так, как считаешь

  1. На этих занятиях я...
  2. Основное, чему научился на этих занятиях...
  3. Больше всего мне запомнилось...
  4. Мне не очень понравилось, что на занятиях...
  5. Мне больше всего понравилось...

Психолог начинает предложение, а дети по очереди продолжают его.

Рефлексия.

Психолог: В завершение нашей встречи скажите друг другу по кругу: мне понравилось, как ты сегодня... Желаю чтобы все упражнения которые мы делали на занятиях пригодились вам в тревожных жизненных ситуациях. И когда вам понадобится помощь в каком- либо деле. Они непременно вам помогут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П роект: «Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста » «Путешествие на остров хорошего настроения» Авторы: КРОО «Институт семьи» г. Красноярск Ведущий специалист И.Г.Гагаркина Адаптация Бурдиной Т.В. Педагог - психолог МБДОУ№ 27 г . Канск

Слайд 2

Цель проекта : помощь тревожным детям старшего дошкольного возраста в снижении остроты проблемных переживаний. Задачи: -повысить самооценку, -обучить управлять своими переживаниями , -учить умению расслабляться, -учить доверять друг другу и работать в команде.

Слайд 3

Предполагаемый результат реализации проекта В результате реализации проекта планируется помочь тревожным детям снизить остроту проблемных переживаний, повысить самооценку, обучить управлять своими переживаниями умению расслабляться. Сроки, необходимые для достижения предполагаемого результата : с 1 апреля по 30 мая 2015 г.

Слайд 4

Каждое занятие включает в себя: 1) дыхательные упражнения (Игра «Корабль и ветер», Игра «Надуваем шарик») 2) сеансы расслабления (релаксация «Маленький пушистый зверек», релаксация «Водопад», релаксация «Путешествие на теплом облаке» и др.); 3) игры для повышения самооценки ( «Похвала», «За что меня любит мама», «Зеркало», «Серебренное копытце» и др.) 4) игры на снятие мышечных зажимов (« Взаимомассаж », «Барабаним на здоровье», «Руки» и др.) 5) игры способствующие разрядке гнева и стресса (« Обзывалки », «Драка» ) 6) упражнения которые помогут восстановить или улучшить работу мозга и тела (« Перекрестные шаги», «Параллельные шаги» и др.) 7 ) игры, учащие доверять друг другу и работать в команде («Слепой и поводырь», «Гусеница», «Неваляшка» «Скалолаз», «Слепой танец» и др.) Резюме проекта

Слайд 5

Приветствие

Слайд 6

Игры на снятие мышечных зажимов, учащие доверять друг другу и работать в команде

Слайд 7

Игры на повышение самооценки

Слайд 8

Упражнения которые помогут восстановить или улучшить работу мозга и тела Перекрестные шаги Параллельные шаги

Слайд 9

В диагностике уровня тревожности принимали участие 20 детей подготовительной группы . Результаты первичной диагностики.(таблица1 ) Таблица 1 – Уровень тревожности (по методике Р.Тэммла , М.Дорки , В.Амена ) Результаты повторной диагностики (таблица2) Таблица 2 – Уровень тревожности (по методике Р.Тэммла , М.Дорки , В.Амена ) Сравнительная диагностика

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры - экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Зазеркалья»

Игры-экспериментирования имеют особое значение для развития детей старшего дошкольного возраста. Они не только предоставляют ребенку высокую степень самостоятельности, возможностей для самореализации,...

Конспект непосредственноорганизованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров сокровищ».

Для создания игровой мотивации  выбрана  форма  проведения мероприятия – путешествие. Введены сказочные персонажи воспитатель в роли Пеппи Длинный Чулок, обезьянка господин Нильсо...

Игра – викторина с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Игра - викторина, как и все игры, по своей сути социальна. В ней закладываются основы взаимодействия со сверстниками и взрослым, оказывающие влияние на самосознание дошкольника, овладение произвольным...

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»Цель проекта: помощь тревожным детям ...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие на остров Дружбы и Доброты"

Данное занятие направлено на развитие эмоционального интеллекта детей, их коммуникативных навыков; формирование умения сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями других....