Игра – викторина с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Санкт-Петербургу»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Четвертных Татьяна Валентиновна

Игра - викторина, как и все игры, по своей сути социальна. В ней закладываются основы взаимодействия со сверстниками и взрослым, оказывающие влияние на самосознание дошкольника, овладение произвольными формами поведения, взаимопонимание и взаимопомощь, контроль собственных действий.
Старший дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, своему родному городу, начал гражданственности. Гражданское воспитание сейчас должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса современного детского сада, так как оно позволяет решать следующие основные задачи:

  • воспитание любви к своей малой родине,
  • приобщение ребенка к традициям и обычаям места, где он живет,
  • развитие интереса и патриотического отношения к Родине, что впоследствии станет базой для выстраивания ребенком собственной гражданской позиции.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга необходимо для приобщения их к историческим ценностям родного города, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, а также всестороннего развития личности. Наш город всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители одного из красивейших городов мира? Прежде всего, они должны знать свой город, любить его, заботиться о его красоте. А еще с малых лет детям нужно дать почувствовать себя петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра - викторина32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие по Санкт-Петербургу»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 33 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Воспитатель:

Четвертных Татьяна Валентиновна

Актуальность


Игра - викторина, как и все игры, по своей сути социальна. В ней закладываются основы взаимодействия со сверстниками и взрослым, оказывающие влияние на самосознание дошкольника, овладение произвольными формами поведения, взаимопонимание и взаимопомощь, контроль собственных действий.
Старший дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для развития у ребенка нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, своему родному городу, начал гражданственности. Гражданское воспитание сейчас должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса современного детского сада, так как оно позволяет решать следующие основные задачи:

  • воспитание любви к своей малой родине,
  • приобщение ребенка к традициям и обычаям места, где он живет,
  • развитие интереса и патриотического отношения к Родине, что впоследствии станет базой для выстраивания ребенком собственной гражданской позиции.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга необходимо для приобщения их к историческим ценностям родного города, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, а также всестороннего развития личности. Наш город всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители одного из красивейших городов мира? Прежде всего, они должны знать свой город, любить его, заботиться о его красоте. А еще с малых лет детям нужно дать почувствовать себя петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям.


Цель: Воспитание патриотических и гражданских чувств, любовь к родному городу Санкт-Петербургу.


Задачи:

  1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей, умение сравнивать.
  2. Совершенствовать связанную речь дошкольников, обогащать их словарный запас.
  3. Развивать навыки коллективного взаимодействия, сопричастность к общему делу.

Условия и особенности реализации игры: мероприятие проводится в музыкальном (физкультурном) зале, где предусмотрены места для болельщиков и зрителей. Игра рассчитана на детей старшего возраста (5–6 лет).

Материалы и оборудование:

  • Ноутбук;
  • Экран;
  • Проектор;
  • Презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга»;
  • Презентация «Наш район»;
  • CD-диск с музыкальным сопровождением;
  • CD-диск с фотографиями Петропавловской крепости и Медного всадника;
  • Для конкурса «Разминка» – карточки с вопросами викторины о Санкт-Петербурге;
  • Для «конкурса Капитанов» – игра «Помоги Человеку Рассеянному» (две сумки, ручка, блокнот, фотоаппарат, бутерброд (муляж), сок, конфеты, яблоко, зонтик, мягкая игрушка, часы, машинка и т. п.);
  • Простой карандаш, листы с заданиями «Узнай по контуру» – для конкурса «Угадай»;
  • Мяч – для игры «Какой?»;
  • Для конкурса «Невский район» – сумочка небольших размеров с длинным ремешком, карточки с вопросами викторины о Невском районе;
  • Карта Санкт-Петербурга;
  • Дипломы (для всех участников).

Предварительные организационные мероприятия:
родителям совместно с детьми-участниками мероприятия предлагается придумать названия и эмблемы команд, приветствия, коллажи на тему «Чудеса Санкт-Петербурга» (памятники животным, львы, сфинксы).
Родителям детей-болельщиков – сделать коллажи, газеты на тему «День рождения любимого города», «Любимые места Санкт-Петербурга» для оформления зала.
Предварительная работа:

  • ознакомление детей с основами петербурговедения в условиях ДОУ;
  • создание развивающей среды в группах, направленной на ознакомление дошкольников с основами истории Санкт-Петербурга;
  • чтение книг о Санкт-Петербурге;
  • рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей города;
  • работа с родителями – экскурсии по городу с детьми в выходные, создание в группе на основе рассказов и фотографий детей книги

«Мой город Санкт-Петербург».

Ход игры

Действующие лица: ведущий, Человек Рассеянный.
Команды игроков входят в зал под музыку (гимн КВН). На экране демонстрируется презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга». Дети садятся за круглые столы.

Ведущий: Здравствуйте! Мы рады приветствовать сегодня в нашем зале участников игры КВН, болельщиков, жюри и гостей.
Вы знаете, что КВН – это соревнование веселых и находчивых. Сегодня в нашей игре принимают участие две команды. Это «Почемучки» и «Знайки» (ведущий заранее узнает названия команд). Давайте поприветствуем их аплодисментами.
Поддержать свои команды пришли болельщики. А оценивать соревнование будет наше компетентное жюри. Давайте их тоже поприветствуем.
Наша игра сегодня посвящена прекрасному городу, в котором мы все живем – это Санкт-Петербург.

(Ребенок-болельщик читает стихотворение.)

Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем
М. Борисова

Ведущий: А мы начинаем нашу игру с конкурса «Приветствие». Предоставляем слово команде «Почемучки» (жеребьевка проходит заранее).

Дети (хором):

Почемучки знают все на свете –
Все о городе секреты.
И расскажут не тая
Нам о городе Петра!

Команда представляет свою эмблему.

Ведущий: А теперь настала очередь команды «Знайки».

Дети (хором):

Знайки, знают Петербург!
И расскажут по порядку обо всем вокруг.

Команда также представляет свою эмблему.

Ведущий: Молодцы, команды! Просим жюри оценить приветствие команд и их эмблемы.
А теперь – новый конкурс –
«Разминка» (проводится викторина «Что я знаю о Санкт-Петербурге?»). За каждый правильный ответ команда получит по одному балу.

Вопросы к команде «Почемучки»:

  1. Кто является основателем нашего города? (Петр I)
  2. Какая река самая главная в городе? (Нева)
  3. На чем стоит наш город? (Болото, острова)

Вопросы к команде «Знайки»:

  1. На каком острове стали закладывать наш город? (на Заячьем)
  2. Как называются жители нашего города Петербурга? (Петербуржцы)
  3. Главный проспект нашего города называется… (Невский проспект)

Ведущий: Молодцы, ребята! Быстро и правильно отвечали на вопросы. А наш конкурс «Разминка» продолжается. Впереди у нас игра «Найди флаг и герб Санкт-Петербурга» (музыкальное сопровождение)

Перед вами лежат флаги (у первой команды) и гербы (у второй команды). Я предлагаю командам как можно быстрее выбрать герб и флаг нашего города. (Звучит музыкальное сопровождение)
Ведущий: Молодцы команды! А теперь просим капитанов команд объяснить выбор. Вам понравилось играть?!
Дети: Да!
Ведущий: Тогда нас ждет следующая игра-задание «Кто больше назовет?». Я предлагаю командам называть улицы в Санкт-Петербурге, которые они знают. Побеждает та команда, которая вспомнит больше названий улиц нашего города. (Если дети не называют улицу Бассейная, то ведущий называет ее сам.)
Ведущий: Молодцы, ребята! Просим жюри оценит конкурс «Разминка». (Включается веселая музыка – и в зал вбегает Человек Рассеянный. Он одет в черный костюм, на голове – сковорода, в руках – огромный чемодан, на ногах – перчатки; небольшая сумочка через плечо.)
Человек Рассеянный (бегает по залу под музыку): Мне кажется, я слышал, что вы сказали «Улица Бассейная». Я что, уже попал на нее? (Останавливается и взглядом обводит зал.) Ой, где я? Почему так много детей собралось? Куда я попал? Мне на улицу Бассейную надо. Там мой дом, я там живу (грустно). А это не мой дом. Что-то я совсем растерялся. Ой, ой, ой – не пойму я – в Ленинграде я еще или нет?
Ведущий: Подождите! Подождите! Для начала – здравствуйте!
Человек Рассеянный: Здравствуйте!
Ведущий: Вы, наверное, Человек Рассеянный с улицы Бассейной? Вы попали в детский сад на игру КВН. Я – ведущая Александра Николаевна. Только Вы не в Ленинграде сейчас, а в Санкт-Петербурге. Это раньше наш город Ленинградом назывался. Вы, наверное, о-о-о-очень долго проспали в вагоне, вот и не сразу поняли, где Вы.
Человек Рассеянный: Да! Так, наверно, и произошло. Что же мне теперь делать? Как мне попасть домой на Бассейную улицу. Мне очень-очень надо домой!
Ведущий: Человек Рассеянный, Вы, пожалуйста, не торопитесь. Давайте лучше вместе с ребятами погуляем по городу и послушаем, что они нам расскажут. Вы хотите с ними отправиться в путешествие по городу?
Человек Рассеянный (весело): Конечно, я хочу в путешествие! Но я хочу и в КВН поиграть… (грустно) Не знаю, что выбрать? (Смотрит на чемодан.) Ой, а вот у меня еще огромный чемодан с очень нужными вещами. Только я не знаю, что для прогулки по городу пригодится, а что – лишнее… (грустно). Совсем я растерялся…
Ведущий: Не расстраивайтесь, Человек Рассеянный! Мы Вам поможем. Капитаны, ко мне! Конкурс «Капитанов».
Капитаны, подходите к Человеку Рассеянному и помогите разобрать его чемодан
(проводится игра «Помоги Человеку Рассеянному» под музыкальное сопровождение). В одну сумку капитан команды «Почемучки» сложит вещи и предметы, которые понадобятся в путешествии по городу. А в другую сумку капитан команды «Знайки» сложит те, которые не понадобятся – и их можно оставить дома. (В чемодане у Человека Рассеянного – ручка, блокнот, фотоаппарат, бутерброд (муляж), сок, мягкая игрушка, часы, конфеты, яблоки, зонтик, шляпа, машинка.)
Ведущий: Молодцы, капитаны команд! (подходит к сумкам). Даже зонт взять не забыли! Это верно, ведь в Санкт-Петербурге 60 дней в году светит солнце, а остальные дни пасмурно и могут быть осадки – снег или дождь. Ну, вот! Теперь можно и по городу погулять! (За правильно выполненное задание каждая из команд получает по 1 баллу.)
Ведущий: Нас ждет новый конкурс – «Домашнее задание». Команды подготовили коллажи на тему «Чудеса Санкт-Петербурга» и сейчас расскажут нам о них. (Все дети-участники рассказывают о выбранной достопримечательности на коллаже.)
Ведущий: Молодцы, ребята! Жюри, просим оценить конкурс.
Человек Рассеянный: Мне очень понравилось путешествовать! Сколько достопримечательностей у нас в городе. Куда же мы отправимся теперь?
Ведущий: Сейчас увидите! Ведь у нас следующий конкурс – конкурс «Угадай» (музыкальное сопровождение) Каждому участнику команды выдаются листы с заданиями к игре «Узнай по контуру». Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание и назовет получившуюся достопримечательность Санкт-Петербурга. (После ответов иллюстрации Петропавловской крепости и Медного всадника выводятся на экран.) Человек Рассеянный помогает детям, но иногда, в силу своего характера, и мешает.
Ведущий: Просьба к жюри – оценить конкурс.
Человек Рассеянный: Ой (прижимает руки к груди), какой наш город… (в замешательстве)… забыл. Ой-ей-ей …(качает головой). Все слова забыл, недаром я – Человек Рассеянный.
Ведущий: Не расстраивайтесь, Человек Рассеянный! Сейчас мы Вам поможем! Ведь у нас следующий конкурс – конкурс «Болельщиков». Я приглашаю болельщиков выйти к нам и встать в кружок вокруг Человека Рассеянного. (Дает Человеку Рассеянному мяч.) Сейчас Человек Рассеянный будет бросать вам мяч, а вы будете вспоминать и говорить, какой же наш город.
Дети: (подбирают прилагательные к слову «город») красивый, прекрасный, дождливый и т. д.
Ведущий: Просим жюри оценить конкурс «Болельщиков». Чьи же болельщики больше дали определений нашему городу и принесли очко команде?
Человек Рассеянный: Ой, погулял я по городу, увидел и Петропавловскую крепость и Медного всадника. Узнал, что наш город самый красивый, побывал с ребятами в любимых местах нашего города (с грустью), но, к сожалению, мне пора. Ой, что-то я забыл, не помню что… Какой я рассеянный… (с грустью ходит по залу, подходит к макету деревни в конце зала, стоит задумчиво).

А! Вспомнил! Ура! Ура! (подпрыгивает на месте). Я же тоже хотел конкурс провести, про Невский район у ребят узнать. Можно, Александра Николаевна?
Ведущий: Конечно можно! Мы будем очень рады! Да и я немножечко отдохну (садится на стул).

Человек Рассеянный: Ребята, мы с вами сейчас будем путешествовать по  Невскому району. Но вначале я расскажу вам о нем.

Невский район – единственный район в городе, который располагается на двух берегах Невы. Они не похожи между собой, а раньше юные жители правого и левого берегов нередко даже дрались между собой. Правый берег, где  вы живете, раньше называли Веселый поселок. На такое название места повлияло поведение цыган, таборы которых нередко буянили на правом берегу Невы.

Тогда эта часть района была настоящей окраиной. Сегодня этот микрорайон полностью изменился. 
На экране – презентация «Невский район»

(проводится игра «Закончи предложение»). Ой, а вопросы для игры я забыл! Где же они, не помню (задумчиво ходит по залу, осматривает себя, видит сумочку на плече). Вспомнил! Вспомнил! (весело) У меня же есть сумочка, а в ней – вопросы для викторины о Невском районе.
Команды! Отвечайте, не зевайте!
Вопросы команде «Почемучки»:

  1. Летом в Невском районе можно увидеть…(цветы, фонтаны…),
  2. Транспорт, который ходит в Невский район, это…(трамвай, троллейбус, автобус…),
  3. Мы живем в доме (каком?)…(красивом, многоэтажном, большом…).

Вопросы для команды «Знайки»:

  1. Наш Невский район (какой?)…(красивый, большой…)
  2. В Невском районе много…(домов, транспорта, парков, улиц…),
  3. Улицы в Невском районе (какие?)…(длинные, широкие, красивые…).

Молодцы, ребята! Все про Невский район знают! Просим жюри оценить конкурс. Ну, а мне пора домой. Я, наконец-то, вспомнил, как туда добраться. Сяду сейчас на автобус и поеду!
Ведущий: Подождите, подождите! У нас же скоро награждение победителей игры КВН будет! (Обращается к зрителям и участникам) Дорогие друзья! Наша игра подошла к концу. Предоставляем слово жюри. (Жюри подводит итоги и объявляет результаты.)
Жюри: Всем детям-участникам игры мы дарим дипломы и памятные призы! (музыкальное сопровождение)
А Вам, Человек Рассеянный, особый приз – карта нашего замечательного города Санкт-Петербурга и диплом Почетного гостя нашего детского сада!
Конец мероприятия. Под веселую музыку (гимн КВН) дети прощаются с Человеком Рассеянным и выходят из зала.

Методические советы организаторам

  1. Следует обратить внимание на эстетическое оформление помещения (музыкального или физкультурного зала), в котором будет проходить мероприятие. Рекомендуется оформить помещение газетами, плакатами, коллажами, изготовленными детьми всех групп ДОУ совместно с родителями на тему «День рождения любимого города», «Любимые места Санкт-Петербурга» и др., а также гирляндами с плоскостными изображениями достопримечательностей Санкт-Петербурга.
  2. Всем дошкольникам, участвующим в мероприятии, рекомендуется придти на праздник нарядно одетыми.
  3. Эмоциональный настрой на игру создается с помощью музыкального сопровождения – постарайтесь подобрать музыку, соответствующую настроению на празднике.
  4. Следует обратить внимание на такие важные и непростые моменты при проведении игры, как взаимодействие дошкольников между собой в команде, команд дошкольников между собой. Такое взаимодействие следует строить на основе доброжелательности и взаимопомощи. Перед игрой следует провести беседы с детьми на эти темы.

Методические советы по окончании мероприятия

  1. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровые задания; определение команды-победительницы. Необходимо отметить достижения каждого ребенка. В возрасте 5–6 лет детям сложно смириться с проигрышем, поэтому мы рекомендуем жюри закончить игру, тем более, если она первая, словами «Победила дружба».
  2. Игра КВН – еще один опыт для ребенка в сфере установления его взаимоотношений с окружающими людьми (дошкольниками и взрослыми). Для закрепления этого положительного опыта необходимо продолжать развивать взаимодействие детей в условиях ДОУ (проводить беседы на темы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Хорошие поступки» и т. п., развивать взаимодействие дошкольников в самостоятельной деятельности, а также во всех образовательных областях, выделенных в ФГОС и др.).
  3. Продолжать изучать историю и архитектуру Санкт-Петербурга в ДОУ, планировать экскурсии в музеи города, работать над повышением образовательной культуры родителей (встречи, беседы, круглые столы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"

"О той красоте, что повсюду вокруг, чьё имя навеки наш Санкт-Петербург"...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мой город — Санкт-Петербург»

Конспект  совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста: «Прогулка по Санкт-Петербургу»

Конспект занятия по петербуроговеденью с использованием ИКТ (презентация в программе МИМИО)....

Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"

В данном конспекте представленны цель, задачи, предварительная работа и ход совместной деятельности....

Статья по теме "Современные подходы к освоению детьми старшего дошкольного возраста культурного наследия Санкт-Петербурга".

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культу...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Санкт-Петербургу».Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.Задачи:- развивать зрите...