Развитие внимания детей младшего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Алла Борисовна Никифорова

Игры на развитие внимания детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Часто приходится слышать от мам «У моего ребенка шило в попе, и двух минут не может усидеть», «Как можно заниматься с маленьким ребенком, ему ничего не интересно», «Мой ребенок гиперактивный - одну минуту рисует, потом одну минуту смотрит книжку, а через секунду разбирает мою сумку». Некоторые родители считают, что это проблема, хотя на самом деле это возрастная норма для детей 1-3 лет. Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Специальная работа по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и в дальнейшем успешному усвоению им программы детского сада.

Внимание детей 1-3 лет непроизвольно. В год ребенок уже может зафиксировать его на предмете и проследить в движении, но, как правило, не более 2 минут. Внимание неустойчивое, малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. Кроме того, внимание характеризуется узким объемом (одновременно может восприниматься один объект и совершаться одно действие) и слабым распределением (не может одновременно сосредоточиться на двух и более объектах). Отсюда следует важный совет для родителей, не перегружать внимание, предлагать одно занятие, без отвлекающих факторов (телевизор, много игрушек, громкий разговор и т.д.). По моему мнению, большое количество игрушек дома не способствует психическому развитию ребенка, а даже наоборот, мешает ему. Это же касается некоторых игрушек, например, излюбленные взрослыми музыкальные книжки, где для ребенка представляет интерес не текст, который читает мама и не картинки, а нажимание на кнопку, не требуется добывать знание, фокусироваться, надо всего лишь нажать.

Дети этого возраста не могут по команде взрослого сконцентрироваться для выполнения задачи. Привлечь их внимание может лишь что-либо интересное и яркое. У малышей первых трех лет жизни концентрация внимания возможна лишь на 3-10 минут. Развитие внимания также необходимо для формирования другого важного навыка – усидчивости, которая обычно появляется в возрасте 5-6 лет и позволяет ребенку заниматься уже около 15 минут.

Как развивать внимание? Учить наблюдать: в окно за проезжающими машинами, за работой трактора на улице, за пением птиц и за животными вообще и т.д.

Игра «Где спрятался зайка?»Смысл игры очень простой – нужно спрятать игрушку в комнате и попросить, чтобы малыш ее нашел. При игре с детьми в возрасте от 1 года до 2 лет лучше соблюдать следующие правила:

- Если ребенок играет в эту игру в первый раз - сначала кладем игрушку на видное место так, чтобы ребенок мог ее легко найти, просто оглянувшись вокруг: «Где же наш зайка? Куда он от тебя спрятался?».

- В первый раз игрушку ищет взрослый.

- Обязательно включаем эмоциональный элемент, радуемся и удивляемся, когда находим игрушку. Хвалим, когда ребенок находит зайку.

- Когда малыш поймет смысл игры и будет быстро находить игрушку – начинаем потихоньку прятать предмет от ребенка.

- В последующем (для детей от 2 лет) усложняем игру, добавляя знакомые всем элементы горячо-холодно. Очень хорошо играть в эту игру на прогулке, на детской площадке или во дворе.

Игра «Где играет музыка?»Берем музыкальную игрушку (которая сама умеет играть длинные мелодии). Незаметно прячем игрушку от малыша и включаем ее, чтобы она начала играть. Малыш должен найти игрушку по звуку. Сначала прячем игрушку так, чтобы ее было легко найти (кладем игрушку на видное место, накрываем часть игрушки платочком, засовываем игрушку под кровать или шкаф так, чтобы половинка торчала наружу). Когда малыш освоится и поймет правила игры – начинаем прятать игрушку от глаз ребенка полностью, чтобы он искал ее только по звуку (складываем в коробку с игрушками, засовываем под диван, накрываем платком и т.п.). Естественно, игрушку нужно прятать так, чтобы малышу было по силам ее обнаружить. Если малыш затрудняется – помогаем ему: «Посмотри, может она там?» (показываем направление, в котором надо искать, но не само место, где она спрятана). Или называем предмет, рядом с которым она находится. Данная игра развивает слуховое внимание и учит концентрироваться на звуках (а это очень важный навык для освоения речи).

Игра «Ку-ку» В детстве все любили играть в прятки, но мало кто задумывался что, играя, он развивает логику и внимание. Малыши тоже с интересом будут искать маму, спрятавшуюся в комнате. Естественно нужно прятаться так, чтобы маму было легко найти. Если ребенку трудно найти Вас, позовите его голосом: «Я тут, найди меня! Ку-ку». Самому ребенку также предлагаем спрятаться и ищем его. Находить малыша надо не сразу, делая вид, что не можете его найти. Также развиваем эмоциональную сферу малыша — обнимаем, целуем, щекочем его, смеёмся и радуемся друг другу.

Игры с самодельным сортером Сортеры, имеющиеся в магазинах, как правило, очень сложны для малышей, они хороши для детей от 3 лет. Простейший сортер можно изготовить самим из любой коробки, бутылки или ведерка с крышкой. Просто сделайте отверстие в крышке и покажите ребенку, как туда можно бросать различные шарики, бусины, крупную фасоль, грецкие орехи. Для фасоли можно предложить бутылку с узким горлышком. Задание можно усложнять – раскладывать предметы с помощью ложки, пинцета. Это задание прекрасно развивает мелкую моторику рук и внимание. Можно сделать игру с сортером ещё интереснее, если нарисовать мордочку животного и отверстием будет рот животного, ребенку предлагаем покормить зверюшку.

С помощью таких незамысловатых игр вы не только будете развивать ребенка, но и наладите эмоциональный контакт с ним и разнообразите свой досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Развитие внимания детей дошкольного возраста

Презентация. Содержит теоретический и практический материал по теме "Развитие внимания детей дошкольного возраста"...

Методические рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста

Рекомендации для педагогов,  также серия игр по развитию произвольного внимания у детей-дошкольников...

Консультация для родителей по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде. И взрослый может объяснить, что такое внимательность и вн...

Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений

« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)». ...

Особенности развития внимания детей младшего дошкольного возраста

Материал будет интересен как педагогам, так и родителям....

Самообразование. Тема: «Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений»

Тема: «Развитие внимания детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений»...