Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений
материал по математике (подготовительная группа) на тему

Доманова Татьяна Ильинична
« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)».
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_prezentatsii_o_matematich_predstavleniyakh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного  вида №2 «Ромашка»

Города Губкина Белгородской области

Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений

                                                                              Подготовила:

                                                                               воспитатель  Доманова Т.И.

2014

« Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

(М.В. Ломоносов)».

Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на формирование математических представлений и развитие математического стиля мышления, для которого характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Для того чтобы были реализованы задачи формирования математических представлений и математического развития детей, необходимо организовать образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует организованная математическая деятельность детей дошкольного возраста. 

При разработке занятий с использованием дидактических игр и игровых упражнений по РЭМП необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Психологические особенности и возможности детей этого возраста.
  2. Необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.
  3. Необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.
  4. Возможность недостаточной подготовленности или ослабленности детей на момент начала обучения.

Для формирования внимания у детей нами предлагается изучение понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений.  

В процессе целенаправленной работы с детьми с ЗПР можно добиться достаточно высоких результатов по формированию и развитию зрительного восприятия. Однако для   достижения результата требуется большее количество времени, чем у нормально развивающихся сверстников .

    На первом этапе я начинала свою работу по развитию зрительного восприятия с выбора по образцу. Главное было – показать детям способы сопоставления  по форме и величине – наложение,  обведение по контуру). При этом детям было легче  различать цвета, формы и величину, если при этом мною были использованы   карточки с изображением геометрических фигур, величин и цветов. В дальнейшем моей работой было выделение этих свойств в предмете. Подражание, выбор по образцу и его анализ проводился с небольшим количеством предметов (2 – 3) . Затем количество увеличивалось.    В процессе работы мною было выявлено, что моя речь играет ряд функций в обучении детей. Речь ставит перед ребенком задачу: «Делай как я». И после выполнения заданий я обязательно давала оценку о выполнении: «Верно, ты поставил все синие игрушки вместе» .

    На первых этапах дети не соотносили цвета, формы, не видели их в предмете. И чтобы обратить внимание на то или иное свойство я ставила перед  детьми такие задачи, в которых они были вынуждены запоминать эти свойства, ориентироваться на них. Например, геометрическую фигуру в прорезь, нужно было найти такую форму  прорези. В начале дети совсем не ориентировались на форму  прорези,  применяли силу, не умели действовать с помощью проб.  Я учила детей пробовать, что заняло достаточно много времени. Это привело к вычленению формы и величины предмета.

     Выбор по форме осложнялся еще и тем, что по плоскостному образцу выбиралась объемная форма. По рисунку квадрата ребенок должен был выбрать куб. Это делалось путем накладывания геометрической формы на рисунок .

    Для выбора по величине детям очень нравилась игра типа «Оденем куклу на прогулку», «Найди окошко в домике» - перед ребенком раскладывалось изображение нескольких домиков  разной величины, он должен был подобрать к своему дому крышу, двери, окна.

        У детей моей группы инструкция стала удерживаться более долгое время, увеличился объем воспринимаемой информации, требовалось меньше повторений. В связи с этим знания стали лучше усваиваться. Увеличился темп и точность выполнения заданий. Это, в свою очередь, приводит к увеличению багажа знаний об окружающем мире.

     Приобретаемые сенсорные эталоны, персептивные действия являются базой для развития различных форм внимания, что в свою очередь играет главенствующую роль в формировании и развитии математических представлений на дальнейшем обучении в школе и адаптации в окружающем мире.

    Таким образом, наша целенаправленная, систематическая работа позволяет качественно улучшить показатели зрительного восприятия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений"

« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)»....

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

«Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям».

Известно, что от эффективности математического развития воспитанника в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Работа ДОУ по развитию элементарных математичес...

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Тема:     «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по ме...

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон...